История заболевания у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) раскрывает множество факторов, начиная от внутриутробной гипоксии и резус-конфликта до родовых травм и асфиксии. В раннем детстве также могут возникать проблемы в виде черепно-мозговых травм, частых инфекций и появления хронических заболеваний. Эти трудности могут усугубляться неблагоприятной речевой средой, ограниченным вниманием и общением в семье, что затрудняет нормальное развитие речи.
У детей с ОНР наблюдается отсроченное появление первых слов, чаще всего в возрасте 3–4 лет, но иногда это может произойти и позже, даже к 5 годам. Их речевая активность снижена, а произношение и грамматика часто несовершенны, что затрудняет понимание речи другими людьми. По мере развития речи эти дети также сталкиваются с недостатком координации движений и моторики в целом.
У детей с ОНР 1 уровня фразовая речь не сформирована, в общении они часто прибегают к лепетанию и однословным выражениям, поддерживая их мимикой и жестами, часто неоднозначными для окружающих. Словарный запас детей ограничен, преимущественно он состоит из отдельных звуковых комплексов, звукоподражаний и нескольких хорошо знакомых слов. У них также наблюдаются проблемы с пониманием значения многих слов и грамматических конструкций. Произношение слов неустойчивое, их артикуляция нечеткая, а некоторые звуки могут оказаться недоступными для правильного произношения. Фонематические процессы находятся на начальном этапе развития, и дети испытывают затруднения с фонематическим анализом слов.
У детей с ОНР 2 уровня, помимо лепета и жестов, появляются простые предложения из 2-3 слов, но их высказывания часто бедны и неразнообразны. Дети называют базовые предметы и описывают привычные действия. Словарный запас значительно отстает от нормы, они не всегда понимают значения слов и заменяют их похожими. Грамматическая структура речи также не сформирована, дети часто допускают ошибки в употреблении падежных форм, согласовании частей речи, употреблении единственного и множественного числа, предлогов и т.д. Произношение слов с простой и сложной слоговой структурой по-прежнему неполное, артикуляция нечеткая, и могут возникать искажения, замены и смешения звуков. Фонематическое восприятие также остается недостаточно развитым, и они не готовы к звуковому анализу и синтезу.
У детей с ОНР 3 уровня наблюдается разнообразная фразовая речь, но они чаще прибегают к использованию простых предложений, сталкиваясь с трудностями в создании более сложных конструкций. Их понимание речи приближается к норме. Однако возникают затруднения с освоением сложных грамматических форм, включая причастные и деепричастные обороты, а также в построении причинно-следственных связей. У детей происходит расширение словарного, они становятся более активны в использовании различных частей речи, особенно существительных и глаголов, но иногда допускают неточности в использовании слов. Ошибки могут возникать в использовании предлогов, согласовании частей речи, падежных форм и ударений. В случае с более сложными словами возникают трудности с их произношением и слоговой структурой, но эти проблемы уже менее выражены. Тем не менее, звукопроизношение и фонематическое восприятие нарушены.
У детей с ОНР 4 уровня возникают специфические трудности в произношении и повторении слов со сложной слоговой структурой. Также набюдается низкий уровень фонематического восприятия, что приводит к ошибкам в словообразовании и изменении слов. Хотя словарный запас у детей разнообразен, они не всегда точно знают значения редких слов, антонимов и синонимов, пословиц и поговорок. В своей речи дети с ОНР 4 уровня испытывают затруднения в логическом изложении событий, часто упускают главное, уточняют больше второстепенных деталей и повторяются в уже сказанном.