Шепелявость

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» – мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.

Содержание статьи

Шепелявость, или сигматизм, — это нарушение речи, при котором человек испытывает трудности с правильным произношением свистящих и шипящих звуков, таких как [с], [з], [ш], [ж], [щ],[ц],[ ч], [дж], [дз]. Это расстройство может проявляться в виде искажений, замен или пропусков этих звуков, что делает речь менее понятной для окружающих.

Шепелявость является достаточно распространенным явлением среди детей. Примерно 10–15% детей в возрасте до 6 лет сталкиваются с различными формами шепелявости. У большинства детей это нарушение исправляется естественным образом по мере развития речевых навыков и увеличения словарного запаса. Однако у некоторых детей сигматизм сохраняется и требует специальных коррекционных мероприятий.

Шепелявость проявляется в следующих формах:

Интердентальный сигматизм. Ребенок произносит звуки с межзубным положением языка, например, [с] и [з] могут звучать как [θ] и [ð] (английские звуки «th»).
Латеральный сигматизм. Воздух проходит по бокам языка, создавая характерный «шипящий» звук, что делает речь нечеткой.

Назальный сигматизм. Произношение звуков через нос, что придает речи гнусавость.
Фрикационный сигматизм. Воздух проходит через узкое пространство в ротовой полости, создавая избыточное трение и искажение звуков.

Шепелявость может вызывать затруднения в общении и снижать самооценку ребенка. Поэтому важно вовремя обратиться к специалисту для диагностики и коррекции этого нарушения речи.


Светлана Андреевна

Автор статьи

Основные причины шепелявости

Шепелявость может быть вызвана различными факторами. Наиболее распространенные причины связаны с аномалиями в анатомии органов речи, такими как нестандартный размер или форма языка, короткая уздечка, ограничивающая его движение. Также могут влиять такие факторы, как неправильный прикус, расщелина неба, увеличенные миндалины и зубные аномалии. Кроме того, проблемы могут возникать из-за недостаточной гибкости мышц, отвечающих за артикуляцию.

Шепелявость может проявляться, если мышцы языка работают слишком слабо или слишком интенсивно. Другие возможные причины включают нарушения слуха и хронические болезни верхних дыхательных путей. Длительное использование соски при кормлении младенца также может способствовать развитию шепелявости.

Другой часто встречающийся фактор, влияющий на развитие шепелявости у детей, — это негативный пример со стороны взрослых. Дети склонны имитировать поведение взрослых, в том числе их способ разговора, который может включать намеренное искажение произношения. В особенности это касается матерей, бабушек, нянь и старших сестер.

Старшие дети иногда завидуют младшим братьям или сестрам, когда видят, что взрослые общаются с ними на специальном детском языке, и начинают подражать этому, стремясь привлечь к себе больше внимания родителей, которое они могли потерять после рождения младшего ребенка.

В двуязычных семьях, где родители принадлежат к разным национальностям, также могут возникать проблемы с произношением. Родители могут неправильно произносить звуки второго языка, которым они не являются носителями, и дети, подражая им, перенимают эти ошибки в произношении.

Виды шепелявости

Существуют различные типы шепелявости:
  • 1
    Языково-зубная шепелявость часто возникает в период смены молочных зубов на постоянные. При этом типе шепелявости искажаются свистящие звуки, такие как [с], [з], [ц], [дз]. Особенностью является то, что язык выдвигается между зубами, либо располагается посередине, либо сбоку в ротовой полости.
  • 2
    Губно-зубная шепелявость характеризуется отсутствием участия языка в формировании звуков. В этом случае образуется щель между нижней губой и верхними резцами или между верхней губой и нижними резцами, в результате чего произносимый звук напоминает резкий звук [ф].
  • 3
    Существуют и другие формы сигматизма, включая боковой сигматизм, при котором часто искажаются звуки [ч], [щ], [ш], [ж]. Это происходит, когда воздушная щель формируется в боковых частях ротовой полости.
  • 4
    Переднезубная шепелявость характеризуется избыточным давлением кончика языка на передние зубы.
  • 5
    Носовая шепелявость возникает, когда воздух уходит через носовые пути
  • 6
    Гортанную шепелявость, при которой звуки искажаются из-за шума в гортани.
  • 7
    Губную шепелявость, при которой язык не участвует в произношении, а вместо этого формируется щель между губами.

Пройдите бесплатный пробный урок

Расскажем как проходят занятия, рассчитаем сроки и индивидуальный план занятий с логопедом

Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных

Упражнения для исправления шепелявости

При обнаружении шепелявости у ребенка, действительно важно обратиться к логопеду. Специалист проведет оценку артикуляционного аппарата и подберет подходящие упражнения. В некоторых случаях, для коррекции сигматизма могут потребоваться хирургические вмешательства, такие как коррекция уздечки языка.

Упражнения для коррекции шепелявости включают:
  • 1
    массаж середины языка для укрепления мышц;
  • 2
    касание кончиком языка верхних и нижних зубов для улучшения контроля над языком;
  • 3
    подтягивание языка к гортани с помощью чайной ложки для развития гибкости языка;
  • 4
    упражнения для губ, направленные на укрепление мышц губ и улучшение их координации.
Позитивная мотивация и игровая форма занятий способствуют более эффективной коррекции речи. Регулярное повторение фраз и скороговорок, таких как «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», помогает закрепить правильное произношение в игровой форме, делая упражнения интересными и не вызывающими усталости у ребенка.

Ключ к успеху в коррекции речевых нарушений у детей заключается в общении с ними на четком и правильном языке. Использование обыденного, зрелого языка без детских искажений и сюсюканий способствует развитию нормальной речи.

Логопед не только выбирает и определяет последовательность упражнений, но и играет ключевую роль в процессе исправления речевых нарушений. Помимо регулярных занятий с профессионалом, ежедневная практика и работа с ребенком дома имеют решающее значение. Нельзя игнорировать проблему шепелявости, поскольку с возрастом её исправление становится более сложным.

В детском саду, где многие малыши могут иметь речевые проблемы, шепелявость ребенка может быть менее заметной. Однако в школьной среде, где большинство детей уже преодолели эту проблему, шепелявящий ребенок может стать объектом насмешек со стороны сверстников. Это может привести к серьезным психологическим трудностям и важно предотвратить такое развитие событий.

Поэтому важно:
  • 1
    Начать коррекцию речи как можно раньше, чтобы к моменту поступления в школу ребенок чувствовал себя уверенно.
  • 2
    Создать поддерживающую среду в домашних условиях, где ребенок будет чувствовать себя защищенным и уверенным.
  • 3
    Регулярно посещать логопеда и выполнять домашние задания для укрепления речевых навыков.
  • 4
    Обучить ребенка техникам самозащиты от издевательств, включая умение отстаивать свои границы и обращаться за помощью к взрослым.
Такой подход поможет ребенку не только исправить шепелявость, но и подготовить его к общению со сверстниками в школьной среде, снижая риск психологических проблем в будущем.

Длительность логопедической терапии при шепелявости

Длительность логопедической терапии при шепелявости может значительно варьироваться в зависимости от нескольких факторов, включая степень и тип нарушения, возраст пациента, регулярность занятий и индивидуальные особенности.

Факторы, влияющие на длительность терапии:

Степень и тип нарушения. Легкие формы шепелявости могут быть скорректированы быстрее, в то время как более сложные случаи могут требовать длительного вмешательства.

Возраст пациента. Дети младшего возраста, как правило, быстрее осваивают новые речевые навыки. Однако и взрослые могут успешно справиться с шепелявостью при правильном подходе.

Регулярность занятий. Регулярные и систематические занятия с логопедом способствуют более быстрому достижению положительных результатов.

Индивидуальные особенности. У каждого человека свои уникальные особенности, которые могут влиять на скорость прогресса.

Примерные сроки терапии:
  • 1
    в случае легкой степени нарушения и при условии регулярных занятий, коррекция шепелявости может занять от нескольких месяцев до полугода;
  • 2
    для более сложных случаев или при наличии дополнительных речевых нарушений, терапия может длиться от полугода до года и более.
Важно отметить, что продолжительность терапии также зависит от выполнения домашних заданий и упражнений, рекомендованных логопедом.

Этапы логопедической терапии:
  • 1
    Диагностический этап.
    Включает первичное обследование и определение степени нарушения.
  • 2
    Коррекционный этап.
    Проводятся регулярные занятия с логопедом, направленные на исправление произношения звуков, развитие фонематического восприятия и координацию речевых органов.
  • 3
    Закрепительный этап.
    Упражнения на закрепление правильного произношения в спонтанной речи и повседневной жизни.
  • 4
    Контрольный этап.
    Периодические проверки для оценки устойчивости достигнутых результатов и при необходимости дополнительная коррекция.
В целом, успешность и длительность терапии зависят от комплексного подхода и активного участия пациента и его окружения в процессе коррекции.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?