Автоматизация звука [д] в словах, слогах и предложениях
Автоматизация звука [д] в словах, слогах и предложениях
Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Иллюстрация: Команда «Логопедии дома»
Звук [д] осваивается детьми к возрасту от 1 года и 10 месяцев до 2 лет. Этот звук является одним из первых в онтогенезе речи.
К 3-4 годам дети полностью усваивают звуковую сторону речи. Если наблюдаются задержки в развитии звукопроизношения, искажения или нарушения звуков, следует проконсультироваться с логопедом.
Перед тем как перейти к автоматизации, необходимо корректно научить ребенка произносить звук [д] в изолированном виде. Для этого ребенок должен принять следующее положение органов артикуляции:
Дарья Константиновна
Автор статьи
1
Губы находятся в положении следующего за [д] гласного.
2
Зубы сближены, но не сомкнуты.
3
Передняя часть спинки языка прижата к верхним зубам или альвеолам, образуя с ними смычку, взрываемую выдыхаемой струёй воздуха. Смычка образуется передней частью спинки языка, прижатой к альвеолам.
4
Мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость, воздушная струя идёт через рот.
5
Голосовые связки сомкнуты и вибрируют, образуя голос.
Первоначальная стадия обучения ребенка заключается в автоматизации произношения слогов и слов. Ребенок должен ясно и точно повторять слова вслед за взрослым, при этом возможно выполнение многократных повторений для улучшения навыка.
Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.
Логопедическое занятие включает произношение слов логопедом, за которым следует их повторение ребенком с акцентом на звуке, над которым ведется работа. При необходимости, для закрепления произношения, можно выполнить повторение несколько раз.
В качестве примера рассмотрим несколько предложений, каждое из которых содержит разное число слов:
1
Из трех слов: Дыня на даче. Я не упаду. У нее дыня. В дупле дятел. Дворник подметает двор.
2
Из четырех слов: В доме есть душ. Дама идет по дороге. На дворе дует ветер. Наш дом на Дону. По Дону идут суда.
3
Из пяти слов: У Даши на платье дырка. Даша и Даня собирают ягоды. Дуня хорошо играет дудочке.
4
Из шести слов: В лесу надо дышать свежим воздухом.
Автоматизация звука Д в пословицах и поговорках
Важно, чтобы дети учились повторять за взрослыми определенные поговорки и пословицы, которые соответствуют их возрасту и уровню понимания.
Пример пословиц и поговорок:
1
Даром ничего не дают.
2
Один за всех – все за одного.
3
Лесом шел, а дров не видал.
4
Шуба нова, да в подоле дыра.
5
Ссора до добра не доведет.
Автоматизация звука Д в стихах
Выбор стихов и фраз для детей должен соответствовать их умственному развитию, чтобы они могли осмыслить и усвоить материал. Вот переформулированный вариант:
Подбор материала для чтения и обсуждения с детьми требует внимания к их интеллектуальным способностям. Стихи и предложения должны быть не только интересными, но и понятными, чтобы дети могли уловить их смысл и обогатить свое понимание мира.
Пример стихотворений:
1
Дрессировщики зверей! Дайте сахару скорей! Долго звери вас учили, Чтоб награду им вручили».
2
Дятел, дятел, наш приятель, Дуб долбит как долотом. Помоги нам дядя дятел, Для скворцов построить дом.
3
Дождь пошел и не проходит. Дождь, дождь. Дождь идет, хотя не ходит, дождь, дождь. Долго – долго будет литься дождь, дождь. Он будет лить часы подряд на крышу, на дорогу. Об этом тучи говорят, хоть говорить не могут.
4
Должны быть добрыми все люди, тогда ни бед, ни зла не будет. Дождик, дождик , не дожди! Дождик, дождик, подожди! Дай дойти до дому дедушке седому.
Автоматизация Д с помощью игр
Применение игровых методов в обучении способствует поддержанию внимания детей, стимулируя их не просто копировать действия учителя, но и развивать собственные мыслительные процессы и креативность. Вот переформулированный текст:
Игровая форма обучения не только удерживает интерес ребенка, но и побуждает его не ограничиваться повторением за взрослым. Это открывает простор для развития логики, мышления и воображения, делая процесс обучения более живым и плодотворным.
Игра «Подскажи словечко»
Это стихотворение можно использовать как упражнение для развития речи и творческого мышления у детей. Вот переработанный вариант, который подходит для этой цели:
Стихотворение для упражнения:
Дождик кап-кап, все бегут теперь домой.
Мальчик маленький идет, ему нелегко - первый бой.
Ножки новые найдем, он пойдет легко по тропе.
Задание для ребенка:
После прочтения стихотворения взрослым, он должен догадаться и назвать слова, которые рифмуются и заканчивают строки.
Это упражнение помогает детям развивать рифмовку и понимание смысла слов, а также стимулирует их способность к творческому мышлению.
Игра «Будь внимательней»
Упражнение на звук [д] помогает детям развивать фонематический слух и внимание. Вот адаптированный вариант рассказа для этого упражнения:
Рассказы для упражнения на звук [д]:
1
Дядя Дима держит домик в деревне. Вокруг дома — дивный сад. Дядя Дима — дачник. В саду дуют душистые яблони, диковинные сливы, душистая малина. Дядя Дима дорожит своим садом. Когда наступает осень, он добывает дары природы. Дядя Дима делится дарами — яблоками, сливами, малиной — с друзьями.
2
Дружные дрозды — доблестные, деятельные птицы. Действуют всегда сообща: строят гнезда, вместе кормят детенышей, дружно днем чирикают, противостоят дракам. Даже дерзкий ястреб-перепелятник, добывающий дичь и зайцев, держится подальше от дроздовых домов. Дрозды дружно действуют против дерзких нарушителей.
Задание для ребенка:
После прослушивания рассказа ребенок должен назвать слова, содержащие звук [д].
Это упражнение не только учит детей выделять определенные звуки в словах, но и способствует развитию их слухового восприятия и внимания.
Игра «Назови ласково»
Игра помогает детям осваивать уменьшительно-ласкательные формы слов.
Инструкция:
1
Взрослый произносит основное слово.
2
Ребенок преобразует его в уменьшительно-ласкательную форму. Например, «дудка» становится «дудочка».
Рекомендации для домашних занятий:
1
Ведите рабочую тетрадь, где будут отмечены все успехи и планы на будущее.
2
Используйте картинки и визуальные материалы для лучшего восприятия и запоминания.
Это упражнение не только учит детей создавать ласковые формы слов, но и способствует развитию речевых навыков и пониманию нюансов языка.
Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!
Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.