Оставаясь на нашем сайте, вы даете согласие на использование файлов cookies и сбор данных системами веб-аналитики.

Стимминг у аутистов

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Иллюстрация: Команда «Логопедии дома»

Содержание статьи

В этой статье мы рассмотрим, что такое стимминг при РАС. Также вы узнаете, как он может проявляться и стоит ли с ним бороться.

Светлана

Андреевна

Автор статьи

Что такое стимминг

Стимминг — важная часть жизни многих людей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Это повторяющееся движение или звук, которые помогают аутистам регулировать свои эмоции, находить комфорт и поддерживать внимание. Несмотря на то, что стимминг часто воспринимается как странное или даже беспокоящее поведение, оно выполняет важную функцию для тех, кто его практикует.

Стимминг может принимать самые разные формы — от раскачивания, хлопанья в ладоши и жестикуляции до воспроизведения звуков или пересчитывания предметов. Это повторяющееся действие, которое помогает человеку справиться со стрессом, обрести чувство безопасности и контроля над собственным телом и окружающей средой. Для многих аутистов стимминг является важным механизмом саморегуляции и самоуспокоения.

Стимминг часто является способом для аутистов справиться с сенсорной перегрузкой, переживаниями или тревогой. Повторяющиеся движения или звуки помогают сфокусировать внимание, снизить уровень возбуждения и найти внутренний баланс. Кроме того, стимминг может доставлять удовольствие и ощущение удовлетворения, а также помогает выразить эмоции, которые трудно передать словами.

Несмотря на то, что стимминг может казаться странным или раздражающим тем, кто его не понимает, он является важным аспектом жизни многих аутистов. Вместо того чтобы осуждать или пытаться подавить это поведение, важно проявлять терпимость, понимание и поддержку. Признание стимминга как здорового и необходимого механизма саморегуляции может помочь аутистам чувствовать себя более комфортно и уверенно в своем собственном теле и окружающем мире.

Виды стереотипий при аутизме

Одной из ключевых характеристик расстройств аутистического спектра (РАС) являются стереотипные, повторяющиеся модели поведения и интересов. Эти паттерны, которые часто называют стереотипиями, рассмотрим каждую из них.

Моторные стереотипии

Моторные стереотипии представляют собой повторяющиеся движения тела или его частей. Примерами таких стереотипий могут быть:
  • 1
    раскачивание из стороны в сторону или вперед-назад;
  • 2
    хлопанье в ладоши;
  • 3
    постукивание пальцами или ногами;
  • 4
    вращение или встряхивание кистями рук;
  • 5
    вращение всего тела.
Такие движения часто помогают аутистам справляться со стрессом, регулировать свое эмоциональное состояние и привлекать внимание к себе.

Вокальные стереотипии

Вокальные стереотипии включают в себя повторяющиеся звуки или высказывания, такие как:
  • 1
    повторение одних и тех же слов или фраз;
  • 2
    жужжание, гудение или вокализации;
  • 3
    пение или напевание одних и тех же мелодий;
  • 4
    крики или вскрикивания.
Вокальные стереотипии могут выполнять функцию самостимуляции или быть способом выразить свои эмоции.

Сенсорные стереотипии

Сенсорные стереотипии связаны с повторяющимся использованием одних и тех же сенсорных ощущений. Примеры:
  • 1
    рассматривание или прикосновение к предметам с определенными текстурами;
  • 2
    нюхание или облизывание предметов;
  • 3
    подергивание или трение частей тела;
  • 4
    слушание одних и тех же звуков или музыки.
Еще специалисты выделяют ряд стереотипий:
  • 1
    визуальная — слежение за огнем или водой, учащенное моргание, движение рук перед глазами;
  • 2
    тактильная — царапание, трение кожи разнообразными предметами или руками, почесывание, моющие движения рук;
  • 3
    вкусовая — облизывание предметов или покусывание;
  • 4
    обонятельная — обнюхивание предметов, проявление интереса к нравящимся запахам.

Специфические интересы

Многие люди с аутизмом имеют узкие, но глубокие интересы к определенным темам или объектам. Они могут часами говорить об этих предметах, собирать связанные с ними материалы или изучать их. Такая глубокая увлеченность также считается формой стереотипного поведения.
Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.

Как остановить стереотипии у аутистов: практические советы

Если вас беспокоят стереотипии деток, то вот три совета как их остановить:

Первый совет: вести дневник наблюдений

Внимательно наблюдайте за ребенком или взрослым с РАС и ведите подробный дневник. Фиксируйте время, предполагаемые причины и виды стереотипного поведения (стимминга). Детальные наблюдения помогут составить полную картину причин и следствий.

Второй совет: анализ ситуации

Проанализируйте всю собранную информацию. Ответьте на следующие вопросы:
  • 1
    Прекращаются ли стереотипии, когда человек получает желаемое (вещь, действие, внимание)?
  • 2
    Используется ли стереотипия как способ добиться желаемого или избежать определенной деятельности?
  • 3
    Появляется ли стимминг при резкой смене деятельности?

Третий совет: разработка плана

Составьте план, который поможет справиться со стереотипным поведением.

Если стереотипии возникают, чтобы получить вознаграждение, научите человека просить необходимое с помощью речи, символов, знаков, жестов.

Если стереотипии связаны с сенсорными потребностями, подберите альтернативные способы их удовлетворения. Например, если человеку нужен визуальный стимминг, включайте яркие мультфильмы или давайте специальные игрушки.

Если стереотипии используются, чтобы избежать определенных действий или ситуаций, аккуратно переключайте внимание на другие занятия. Переключение должно быть плавным и ненавязчивым.

Систематический анализ ситуации и индивидуальный подход помогут найти эффективные способы управления стереотипным поведением у людей с РАС.

Когда стереотипии становятся проблемой

Большинство стереотипий не требуют вмешательства - они служат способом саморегуляции, самостимуляции и выражения эмоций для людей с аутизмом. Однако в некоторых ситуациях стереотипии могут быть проблематичными:
  • 1
    Мешают социальному взаимодействию
    Если стереотипии человека сильно отвлекают окружающих или воспринимаются как странные или неуместные в социальном контексте, они могут создавать барьеры в общении и затруднять построение отношений.
  • 2
    Вредны для здоровья
    Некоторые формы стереотипий, такие как сильные удары головой или агрессивные движения, могут нанести физический вред человеку. В таких случаях необходимо их устранить.
  • 3
    Мешают обучению и развитию
    Если человек настолько поглощен стереотипными действиями, что это препятствует участию в образовательной или трудовой деятельности, необходимо найти способы снизить интенсивность стереотипий.
  • 4
    Стереотипии мешают функционированию
    Чрезмерные стереотипии могут ограничивать способность человека к самообслуживанию, мобильности или выполнению необходимых повседневных задач. В таких случаях требуется вмешательство.

Как уменьшить стереотипии

Если стереотипии создают проблемы, важно найти безопасные и эффективные способы их снижения. Это может включать в себя:
  • 1
    замену стереотипий на более адаптивные альтернативные действия;
  • 2
    использование техник отвлечения и переключения внимания;
  • 3
    обучение стратегиям саморегуляции и управления стрессом;
  • 4
    медикаментозное лечение (в тяжелых случаях);
  • 5
    изменение среды для минимизации триггеров стереотипий.
Стимминг можно заменить следующими вариантами самостимуляции:
  • 1
    визуальной: мультфильмы, образовательные программы, глобус, калейдоскоп, лазерные указки, яркие шары и т.д.;
  • 2
    звуковой: мультфильмов и программ, игра или прослушивание музыки на планшете, музыкальные игрушки;
  • 3
    сенсорной: применение тканей с разными текстурами (тканевый массаж ног, рук, спины), игра с песком/глиной/пластилином, мягкие текстурные игрушки, душ (желательно с массажем);
  • 4
    двигательной: батут, карусели, гамаки, фитболы, игрушки-качалки;
  • 5
    запах: арома-свечи, аромамасла, ручки/карандаши с запахом, иные ароматизированные товары;
  • 6
    оральной: жевательные конфеты, коктейли с соломинкой, продукты с кислым/сладким или горячим/холодным контрастом.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?