Как поставить звук л ребенку

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» – мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Каждый родитель помнит волнение и радость, когда малыш произносит свои первые слова. Однако столкновение с трудностями в развитии речи у ребенка может вызвать беспокойство и нервозность. Одно из наиболее распространенных нарушений, с которым могут сталкиваться дети от 4 до 6 лет — это трудности в произношении звука л. Этот звук играет важную роль в формировании четкой и понятной речи.

Навык правильного произношения звука л является одним из ключевых этапов в развитии речи у детей. Для многих родителей это может стать вызовом, особенно если ребенок столкнулся с затруднениями в его усвоении. Однако, благодаря систематической работе с логопедом, правильно подобранным упражнениям и терпеливому подходу, родители и специалисты могут помочь малышу успешно освоить этот звук.

Татьяна Сергеевна

Автор статьи

Содержание статьи

Особенности произношения звука Л: стандарты и возможные отклонения

Для достижения правильной артикуляции при произношении звука л важно, чтобы:
  • 1
    челюсти ребенка не сжимались, чтобы оставался небольшой промежуток между верхними и нижними зубами;
  • 2
    кончик языка был слегка напряжен, соприкасается с деснами у верхних передних зубов, в середине и по бокам опускается, у основания немного приподнимается;
  • 3
    воздушный поток проходил между языком и щеками с обеих сторон;
  • 4
    активизировались голосовые связки, придающие звуку особую ясность.
Искажения в произношении звука л может возникнуть из-за неправильной позиции органов речи:
  • 1
    Звук л превращается в звук ы, если язык слишком глубоко уходит в ротовую полость и его кончик не касается десен и верхних зубов: «лопата» произносится как «ыопата».
  • 2
    Звук л превращается в звук ф, если в момент произношения происходит резкий вдох в процессе которого активизируются щеки.
  • 3
    Звук л превращается в звук в, если нижняя губа приближается к верхними зубам, а кончик языка располагается в нижней части рта: слово «пришла» становится «пришва».
  • 4
    Звук л превращается в звук нг, если поток воздуха при выдохе проходит через нос: «лампа» звучит как «нгампа».
  • 5
    Звук л превращается в звук у, если вместо языковых мышц напрягаются губные: «лодка» звучит как «уодка».
Также могут происходить замены звука л на д, й, или мягкий л : слово «класс», например, может звучать как «клясс». Может происходить вовсе исключение звука: «лиса» произносится как «иса». В некоторых случаях сначала может появиться звук р, а потом л, например, ребенок может сказать вместо «луна» — «руна», а затем уже правильно произносить «луна».

Причины нарушений произношения

Множество факторов могут спровоцировать нарушения произношения звука л:
  • 1
    Нарушение дыхания во время разговора. Это может возникать из-за уменьшения объема легких или при дефектах дыхательных мышц.
  • 2
    Проблемы восприятием речи на слух.
  • 3
    Слабость мимических и языковых мышц.
  • 4
    Неправильное строение уздечки под языком.
  • 5
    Родовые травмы.
  • 6
    Задержки в психическом и двигательном развитии в раннем детстве.
При обнаружении данных симптомов необходимо обратиться к логопеду, чтобы решить проблему с неправильным произношением звука л.

Процесс усвоения звука л включает в себя несколько этапов: подготовка, коррекция и закрепление.
Каждый из этих этапов важно проводить последовательно, тщательно отрабатывая каждый шаг.

Пройдите бесплатный пробный урок

Расскажем как проходят занятия, рассчитаем сроки и индивидуальный план занятий с логопедом

Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных

Подготовительный этап к коррекции звука Л

Перед началом занятий логопед или родитель демонстрирует ребенку, как правильно звучит звук л. Затем четко произносятся несколько слов с данным звуком, чтобы ребенок мог видеть, как располагаются язык и губы во время его произношения. После этого ребенка просят произнести несколько простых слов и указать, в каких из них есть звук л.

Упражнения для звука л для детей на подготовительном этапе работы:
  • 1
    «Гамак».
    Язык выгибается подобно гамаку, кончик при этом касается передних зубов. Необходимо удерживать это положение несколько секунд.
  • 2
    «Леденец».
    Широким языком нужно облизать верхнюю губу, при этом нижняя губа остается неподвижной. Постепенно увеличивайте скорость и просите ребенка произносить звуки «бл-бл-бл».
  • 3
    «Лошадка».
    Широкий язык поднимается и цокает по небу, рот немного приоткрыт, нижняя челюсть остается неподвижной.
  • 4
    «Качели»
    Ребенок должен широко улыбнуться с открытым ртом и прижать твердым кончиком языка сначала к задней поверхности верхних передних зубов, затем — к нижним. Необходимо повторять упражнение 5–10 раз.
  • 5
    «Грибок»
    Спинка языка прижимается к верхнему небу, чтобы уздечка немного натянулась. Удерживайте это положение 5–10 секунд.
Комплекс данных упражнений необходимо выполнять 14 дней, добавляя к ним общеукрепляющие упражнения: сворачивание языка в трубочку, «чистить» ими зубы и по очереди касаться щек.

Техники коррекции произношения

В первую очередь уделяется внимание тому, как поставить звук л твердый у ребенка. Для этого применяются разнообразные упражнения и методики: от подражания и механических упражнений до проведения дыхательных и артикуляционных упражнений. Индивидуальный подход к каждому ребенку и подбор упражнений всегда эффективнее общих рекомендаций, поскольку это позволяет учитывать особенности развития и строения речевого аппарата каждого ребенка. Зная эти нюансы, логопед будет понимать, как научить ребенка произносить звук л.

Имитационный метод

Имитационный метод постановки звука л является самым распространенным и простым, поскольку его легко можно выполнять в домашних условиях.

Сначала несколько раз демонстрируется правильное положение языка и губ при произношении звука л. Затем дети их выговаривают, повторяя за взрослыми. Для контроля можно прикоснуться к щекам — они должны слегка вибрировать.

Для данной техники предлагается ребенку почувствовать тепловую волну воздуха на ладони при произношении звука. Также полезны изображения самой буквы и техники артикуляции, поскольку визуальные образы помогают усвоить навык быстрее.

Механический метод

Механическая коррекция подразумевает использование различных вспомогательных средств, таких как пальцы рук, шпатель, зонд, деревянная палочка или даже чайная ложка. Эти предметы необходимы, чтобы зафиксировать речевые органы в правильном положении.

Варианты коррекции произношения звука л при помощи механического метода:
  • 1
    Создание нужного пространства между боковыми сторонами языка и верхними зубами при помощи деревянной палочки, помещенной поперек языка. Это необходимо для создания правильного направления потока воздуха.
  • 2
    Удерживание пальцами губ в положении улыбки. Это эффективное упражнение для исправления произношения звука у вместо л при двугубном произношении.
  • 3
    Надавливание подушечкой большого пальца или тыльной стороной кисти на ямочку под подбородком может помочь получить твердый звук при замене его на мягкий.
  • 4
    Легкий массаж кончиками пальцев также может помочь расслабить мимические мышцы.

Произношение через альтернативные звуки

В логопедической практике используется метод формирования звука л от звука а. В данном случае ребенок произносит гласный звук а, вытягивая язык между зубов, затем немного прикусывает его в середине. Этот процесс постепенно преобразует звук а в твердый звук л.

Другой вариант постановки твердого звука л осуществляется через звук ы. Для этого необходимо слегка прикусить кончик языка и произнести звук ы. Если это выполнено верно, то звук л становится слышным.

Существует также более сложная техника. Язык помещается чуть ниже середины зубов, после чего начинается сильный выдох воздуха. Сначала это делается беззвучно, а затем к нему добавляется голос. Постепенно появляется шумный твердый звук л, который со временем становится более четким и ясным.

Упражнения для артикуляции

Упражнения для улучшения артикуляции включает в себя описанные ранее, однако они слегка усложнены:
  • 1
    «Окошко».
    Рот широко открыт, но зубы слегка раздвинуты, а язык лежит на дне рта. Челюсти остаются неподвижными и немного напряженными. Это положение удерживается в течение 5–10 секунд.
  • 2
    «Ковш».
    Язык выходит наружу, а его кончик загибается вниз, напоминая форму ковша. Средняя часть языка не касается верхних зубов. Положение фиксируется на несколько секунд, после чего язык расслабляется и возвращается в рот. Это упражнение выполняется несколько раз.
  • 3
    «Метелка».
    Загнутый и напряженный кончик языка перемещается по небу с разной скоростью, постепенно добавляя голос. При этом челюсть остается неподвижной, а зубы видны.
  • 4
    «Чашка».
    Язык двигается, как «метелка», как в предыдущем упражнении, и достигает неба загнутым кончиком у десен. Губы принимают овальную форму.
  • 5
    «Гармошка».
    Язык прижимается к небу, а затем рот открывается и закрывается, растягивая связки.
Эти упражнения способствуют увеличению подвижности языка, закреплению его правильного положения, повышению тонуса и улучшению эластичности подъязычной связки.

Упражнения для развития дыхания

Упражнения для улучшения произношения звука л совмещаются с дыхательными методиками для повышения эффективности терапии:
  • 1
    Быстрый вдох и медленный плавный выдох.
  • 2
    Дуть на вертушку как можно дольше.
  • 3
    Остановка «бегущей лошадки»: делается вдох, губы расслабляются, а выдох происходит со звуком «прр».
  • 4
    Надувание «мячика»: в положении лежа на спине на вдохе сильно выпячивается живот, а на выдохе он «сдувается».
  • 5
    «Угадайка», в которой ребенок с закрытыми глазами должен по запаху угадать съедобные предметы.

Процесс автоматизации звука Л

Важно интегрировать звук в повседневную речь после его успешной коррекции с логопедом. Сначала происходит закрепление произношения звука л в отдельных слогах, затем в словах и предложениях. Ключевым моментом в автоматизации звука является использование разнообразных игр, скороговорок, стихов и загадок, содержащих слова с нужным твердым или мягким звуком.

Примеры слов и скороговорок для закрепления звука л:
  • 1
    слоги:
    В прямой позиции:
    ЛА-ЛА-ЛА   ЛА-ЛО   ЛО-ЛА   ЛУ-ЛА   ЛЫ-ЛА
    ЛО-ЛО-ЛО   ЛА-ЛУ   ЛО-ЛУ   ЛУ-ЛО   ЛЫ-ЛО
    ЛУ-ЛУ-ЛУ   ЛА-ЛЫ   ЛО-ЛЫ   ЛУ-ЛЫ   ЛЫ-ЛУ
    ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ
    В обратной:
    АЛ-АЛ-АЛ
    ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ
    ЭЛ-ЭЛ-ЭЛ
    ОЛ-ОЛ-ОЛ
    УЛ-УЛ-УЛ
    ЯЛ-ЯЛ-ЯЛ
    ИЛ-ИЛ-ИЛ
    ЕЛ-ЕЛ-ЕЛ
    ЁЛ-ЁЛ-ЁЛ
    ЮЛ-ЮЛ-ЮЛ

  • 2
    слова:
    ЛЫ: белый, алый, милый, смелый, бокалы, вокзалы, обвалы, малыши, каникулы.
    ЛА: лапша, жила, пела, вела, видела, обидела, читала, кидала, бросала, возила, акула.
    ЛО: лото, мыло, весело, одеяло, сало.
    ЛУ: луна, голубь, лукошко, голубцы, палуба.
  • 3
    скороговорки:
    Около кола колокола,
    Около ворот коловорот.

    Ложкой молоко взбалтывали
    Теплый халат Маланье маловат.

    Слон слоненку дал солонку.

    Леня мыло мылил, мылил,
    Все мыло измылил,
    А ничего не вымыл.

    Сел сокол на гладкий ствол.
Автоматизация звука происходит поэтапно. Постепенно приобщайте ребенка в составление рассказов на основе картинок или его собственных воспоминаний.

Дифференциация звука л

Ребенку необходимо научиться отличать звук л от похожих по звучанию фонем и уметь различать этот звук как самостоятельно, так и в контексте слов и предложений.

Ниже представлены предложения для индивидуальных занятий, направленных на дифференциацию звука л:
  • 1
    «Запомни и повтори».
    Ребенку предлагаются карточки с различными слогами, содержащими буквы л, р, в, которые он должен выговорить. Например, «ра — ла», «ру — лу», «ал — ар», «ул —ур», «ла — ва», «ул — ув» и т.д. Постепенно к карточкам со слогами добавляются карточки со словами и предложениями.
  • 2
    «Найди слова на картинке».
    Ребенок называет слова, содержащие буквы л, р, в, например, «арбуз», «ложка», «сыр», «ведро».
  • 3
    «Вставь пропущенные слоги и слова».
    Ребенку предлагается текст с готовыми стихами и пословицами, в которых намеренно пропущены слоги с буквами л, р, в.
Дифференциация между твердым звуком л и мягким ль осуществляется по тому же принципу: ребенок учится различать слова с мягким и твердым звуком.

Например, «лодка — лето», «моль — мел».

Развитие речевого восприятия

Для достижения правильной артикуляции звука л необходимо проводить комплексное развитие речевого аппарата.

Рекомендации по улучшению речевого слуха:
  • 1
    Произнесение слов с изменяющейся громкостью — от тихого к громкому и обратно. Можно использовать игрушки в процессе объяснения, будто маленькие говорят тихо, а большие наоборот громко.
  • 2
    Чтение сказок по ролям с озвучкой разных героев разными голосами — громкими и тихими, низкими и высокими.
  • 3
    Показ картинок с намеренными ошибками в названиях слов. Ребенок должен «поймать» родителя на ошибке и определить неправильно произнесенные слова.
  • 4
    Работа с картинками, на которых изображены несколько похожих по произношению слов. Ребенок должен правильно их назвать, например, «лук — люк — луг».
Тренировки произношения звука л должны быть регулярными. В процесс также можно включать игры под музыку. Важно поддерживать дисциплину и настойчиво практиковаться.

Будьте терпеливы и тактичны, не критикуйте ребенка за ошибки и неудачи и выполняйте все задания, данные логопедом, и положительный результат не заставит себя ждать.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?