Сенсорная интеграция как методика развития ребенка

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Иллюстрация: Команда «Логопедии дома»
В этой статье мы поговорим о сенсорной интеграции и ее нарушениях. Разберемся, откуда они берутся, как проявляются и что с этим можно сделать.

Татьяна Сергеевна

Автор статьи

Содержание статьи

Что такое сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция в человеческом организме – это процесс обработки и интерпретации информации, полученной от сенсорных систем: зрение, слух, осязание, вкус и обоняние. Этот процесс позволяет нам воспринимать окружающий мир, ориентироваться в нём и адаптироваться к изменяющимся условиям.

Например, когда мы видим предмет, рецепторы в глазах передают информацию о его форме, цвете и расположении мозгу, который анализирует эту информацию и помогает понять, что это за предмет и как с ним взаимодействовать. Аналогично, когда мы прикасаемся к предмету, рецепторы кожи передают информацию о его текстуре и температуре, помогая нам определить его природу.

Сенсорная интеграция также играет ключевую роль в развитии двигательных навыков и координации движений. Например, когда мы играем или занимаемся физическими упражнениями, наш мозг использует информацию от различных сенсорных систем для координирования движений и поддержания равновесия.

Нарушения сенсорной интеграции могут привести к таким проблемам, как нарушения координации движений, проблемы с восприятием или чувствительностью к сенсорным стимулам.

Что такое нарушения сенсорной интеграции и почему они возникают

Нарушения сенсорной интеграции, также известные как дисфункция сенсорной интеграции, – это состояние, при котором человек испытывает трудности с обработкой и реагированием на сенсорные стимулы окружающей среды. Эти трудности могут проявляться на разных уровнях и в разных сферах жизни.

Нарушения сенсорной интеграции могут быть вызваны различными причинами, включая генетические факторы, проблемы с развитием нервной системы, травмы головы, ранние детские травмы или недостаточную стимуляцию в раннем детстве.

Существует несколько типов нарушений сенсорной интеграции:
  • 1
    Гиперчувствительность (гиперреактивность).
    Люди с этим типом нарушения сенсорной интеграции очень чувствительны к сенсорным стимулам. Они могут реагировать на них сильным стрессом, дискомфортом или даже болезненными ощущениями. Например, яркий свет, громкий звук или даже легкое прикосновение могут вызывать у них негативную реакцию.
  • 2
    Гипочувствительность (гипоактивность).
    Этот тип нарушения связан с недостаточной чувствительностью к сенсорным стимулам. Люди с гипочувствительностью могут не реагировать как другие на стимулы или не осознавать их вовсе. Например, есть люди, которые не ощущают боль или разницу температур, что может привести к опасным ситуациям.
  • 3
    Проблемы с фильтрацией сенсорной информации.
    Этот тип нарушения связан с трудностями обработке сенсорной информации. Люди с этим типом нарушений могут испытывать перенасыщение сенсорной информацией, когда их мозг не может эффективно отфильтровать ненужные или неприятные сигналы, что приводит к стрессу и дезориентации.
  • 4
    Диссоциация сенсорной информации.
    Этот тип нарушения характеризуется разрывом между сенсорными системами. Например, человек может испытывать проблемы с координацией движений или ориентацией в пространстве из-за недостаточной связи между визуальной и проприоцептивной информацией.
Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.

Как сенсорная интеграция связана с развитием речи

Сенсорная интеграция играет важную роль в развитии речи у детей. Дисфункция сенсорной интеграции – частая причина задержки речевого развития.

Именно поэтому детям с особенностями развития показаны занятия по сенсорной интеграции, которые представляют собой всестороннее развитие мелкой и крупной моторики.

Моторные области коры головного мозга играют ключевую роль в контроле моторных функций, включая мелкую моторику, которая управляет движениями рук и пальцев, а также мышцами губ и языка, необходимыми для артикуляции речи. Участие этих областей в процессе развития мелкой моторики и речи обеспечивает координацию и точность движений, необходимых для правильного произношения и формирования звуков и слов.

Терапия при нарушениях сенсорной интеграции

Методика коррекции нарушений сенсорной интеграции была разработана Энн Джин Айрес в середине 20 века и с тех пор широко применяется в работе с детьми и взрослыми с различными нарушениями сенсорной интеграции.

Как работает терапия и что в нее входит?
  • 1
    Терапевт помогает понять, какие сенсорные системы у человека работают неэффективно, и как это влияет на его поведение и функционирование.
  • 2
    Терапевт разрабатывает индивидуальные программы упражнений, которые помогают улучшить обработку сенсорной информации и развить навыки сенсорной интеграции. Эти упражнения могут включать в себя такие виды активности, как балансирование, катание на качелях, игры с сенсорными материалами и так далее.
  • 3
    Через систематическое воздействие на различные сенсорные системы, терапия сенсорной интеграции помогает улучшить способность мозга эффективно интегрировать и адаптироваться к сенсорным стимулам.
  • 4
    Терапия сенсорной интеграции обычно индивидуализируется под конкретные потребности и возможности каждого человека, учитывая его возраст, уровень развития, специфические проблемы с сенсорной интеграцией и цели терапии.

К какому специалисту обращаться

При нарушении сенсорной интеграции рекомендуется обратиться к специалисту, который имеет опыт и знания в области сенсорной интеграции и её коррекции.

Эрготерапевты специализируются на помощи людям в развитии и восстановлении навыков, необходимых для выполнения повседневных задач и участия в общественной жизни. Эрготерапия часто включает в себя работу с сенсорной интеграцией для улучшения функциональности и качества жизни.

Логопеды занимаются оценкой, диагностикой и лечением различных речевых и языковых нарушений. В случае, если нарушение сенсорной интеграции влияет на развитие речи, логопед может помочь в разработке программы коррекции.

Нужно также обратиться за помощью к педиатру или неврологу для оценки и диагностики нарушений сенсорной интеграции. Эти специалисты могут провести основные медицинские обследования и направить на более специализированную консультацию.

Существуют специально обученные терапевты, которые работают с нарушениями сенсорной интеграции и проводят терапию с использованием методики Энн Джин Айрес.

Сенсорная интеграция при СДВГ, РАС, аутизме

Сенсорная интеграция играет важную роль в жизни детей с расстройствами развития, такими как СДВГ, расстройства аутистического спектра (РАС) и аутизм.

Дети с СДВГ имеют трудности с координацией движений и/или сложностями в оценке и реакции на сенсорные стимулы. Сенсорная интеграция помогает им развивать навыки двигательной координации, равновесия и пространственного восприятия.

Дети с РАС или аутизмом часто имеют нарушения сенсорной интеграции, что проявляется в гиперчувствительности к каким-либо сенсорным стимулам (например, звукам, свету, текстурам) или, наоборот, в гипочувствительности к ним. Такие дети могут испытывать стресс или дискомфорт в ответ на сенсорные сигналы, что может затруднять их способность к обучению, взаимодействию с окружающими и выполнению повседневных задач.

Терапия сенсорной интеграции может помочь улучшить адаптацию к сенсорным стимулам, снизить стресс и улучшить качество жизни таких детей

Что представляет собой «сенсорная комната»

Сенсорная комната – это специально оборудованное помещение, разработанное для стимуляции различных сенсорных систем у детей с различными особенностями и потребностями.

Что здесь есть:
  • 1
    Материалы для развития мелкой моторики.
    В комнате могут быть различные сенсорные стимуляторы, такие как бизиборды и бизикубы, водные и песчаные столики, крупы, шарики, и т.д.
  • 2
    Тактильные и текстурные материалы.
    В сенсорной комнате могут быть различные материалы с разной текстурой и тактильными свойствами, такие как мягкие ковры, коврики, подушки, текстильные и ламинированные поверхности.
  • 3
    Звуковые стимуляторы:
    музыкальные инструменты, шуршашие и шелестящие предметы, акустические панели.
  • 4
    Двигательные активности.
    В сенсорной комнате могут быть качели, водяные матрацы, батуты, сухие бассейны, веревочные лестницы, сенсорные дорожки, веревочные тоннели и другие детские конструкции, которые помогают развивать двигательные навыки, равновесие и координацию.
Цель сенсорной – стимуляция и развитие сенсорных систем, снижение стресса и тревожности, улучшение внимания и концентрации, содействие релаксации и саморегуляции, а также поддержка социального взаимодействия и коммуникации.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.
Похожие статьи
Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?