Правильная осанка и техника письма играют ключевую роль не только в обучении, но и в здоровье учащихся. Одним из важных аспектов написания является положение ручки. Неправильное положение ручки может вызвать ряд негативных последствий, как физического, так и психологического характера. Рассмотрим основные из них.
Физические последствия
1
Напряжение в мышцах.
Неправильное положение ручки часто приводит к напряжению в мышцах руки, плеча и даже шеи. Долгое время, проведенное в неудобной позе, может вызвать усталость, дискомфорт и даже болевые ощущения. Со временем это может перейти в хронические боли.
2
Проблемы с кровообращением.
Если ручка держится слишком сильно или неправильно, это может привести к сжатию сосудов и ухудшению кровообращения в руке. Это, в свою очередь, может вызвать онемение и покалывание.
3
Деформация пальцев.
Частое неправильное положение ручки может привести к развитию деформации пальцев. Это может затруднить выполнение других мелких моторных задач, таких как застегивание пуговиц или игра на музыкальных инструментах.
Психологические последствия
1
Снижение эффективности обучения.
Неправильное положение ручки может ухудшить качество письма, что, в свою очередь, повлияет на успеваемость. Это может привести к снижению самооценки и уверенности в своих силах у школьников.
2
Формирование негативного отношения к учебе.
Если процесс письма становится болезненным или некомфортным, у ученика может сформироваться негативное отношение к учебным занятиям. Это может повлиять не только на качество письма, но и на общее восприятие образования.
Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.
Взрослые обычно не задумываются о положении пальцев при письме, держат ручку так, как привыкли с детства. Для дошкольников важно многократно объяснять, как правильно держать пишущий инструмент: ручка должна располагаться на третьей фаланге среднего пальца, а указательный и большой пальцы фиксируют ее. Остальные два пальца обычно поджимаются.
Правильное положение ручки обеспечивает расслабленное состояние кисти и прямую спину. Попросите ребенка поднять указательный палец: если ручка осталась на месте, техника держания правильная.
Упражнять правильное положение руки следует с раннего возраста, когда малыш начинает осваивать мягкие карандаши, кисти и пластилин. Правильное зажимание материала тремя пальцами поможет развить необходимые навыки. Для формирования моторики подойдут следующие занятия:
1
Изготовление бус и гирлянд из мелких шариков, бисера или стекляруса, а также простое перекатывание их пальцами.
2
Шнуровка ботинок.
3
Штриховка и дорисовывание рисунков и узоров.
4
Сборка моделей из деталей конструктора.
5
Вырезание снежинок и фигур из бумаги.
6
Застегивание и расстегивание пуговиц на одежде.
7
Пальчиковая гимнастика.
Примерно к 4 годам дети определяются с «рабочей» рукой, одновременно запоминая ее положение при письме. В 6 лет ребенок должен уметь писать печатные буквы.
Как выбрать ручку
Положение руки при письме во многом зависит от самой ручки: если она неудобная, ребенок вынужден корректировать захват. На начальных этапах обучения лучше использовать граненый карандаш — его легче держать правильно. Позже можно перейти на ручку, соответствующую следующим параметрам:
1
Оптимальная длина — 13-15 см.
2
Толщина ручки не более 8 мм.
3
Корпус трехгранный с обтекаемой формой.
4
В области захвата должен быть прорезиненный участок, предотвращающий соскальзывание пальцев.
5
Стержень должен писать мягко и легко скользить по бумаге.
6
Все материалы ручки должны быть безопасными.
Обычная шариковая ручка предпочтительнее автоматической, так как при сильном нажиме в последней стержень может «провалиться», а кнопка будет отвлекать. Цвет чернил рекомендуется выбирать темно-синий или глубокий фиолетовый; бледные оттенки заставляют ребенка слишком сильно прижимать ручку для достижения четкого следа.
В общем, дизайн ручки должен быть простым, удобным и неярким. Предмет предназначен для письма, а не для развлечения. Не стоит приобретать ароматизированные модели с яркими рисунками для первоклассников — соблазн поиграть с пишущим предметом на уроке будет слишком велик.
Методы для правильного захвата ручки
Чтобы наглядно показать, как правильно держать ручку при письме, можно попробовать один из следующих четырех интересных методов:
Салфетка в ладошке
Если ребенку мешают писать «лишние» пальцы, попросите его прижать к ладони бумажный квадратик из салфетки, сложенной четыре раза. В «рабочие» пальцы вложите карандаш. Это поможет сосредоточиться именно на захвате.
Рисование мелом
Многие дети любят рисовать на асфальте цветными мелками. Усложните задачу, разломив каждый мелок на 2–3 части. Таким образом, малыш будет вынужден держать мел тремя пальцами, как ручку при письме.
Дротики
Игра в дартс популярна у дошкольников и развивает меткость. Прицеливаясь, ребенок должен зажимать дротик в руке примерно так же, как карандаш. Регулярные занятия будут хорошей подготовкой к письму.
Точка на пальце
Проверенный временем и простой метод: на среднем пальце ребенка обозначьте маркером точку, где должна лежать ручка. На самой ручке также ставится метка — при письме они должны совпадать.
Обучающая насадка
Специальные резиновые насадки для ручек и карандашей имеют углубления для пальцев и помогают держать инструмент в правильном положении. Их можно приобрести отдельно или в комплекте с трехгранной ручкой.
Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!
Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.