Оставаясь на нашем сайте, вы даете согласие на использование файлов cookies и сбор данных системами веб-аналитики.

Психомоторика

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Иллюстрация: Команда «Логопедии дома»

Содержание статьи

В этой статье мы расскажем, что такое психомоторика и каковы ее ключевые аспекты. Также вы узнаете о способах оценки уровня и поддержке ее развития.

На создание этой статьи у нашей команды ушло 24 человеко-часа. В написании участвовали копирайтер, редактор, эксперт в области психологии и контент-менеджер.

Татьяна

Сергеевна

Автор статьи

Что такое психомоторика

Бенедикт Спиноза в XVII веке выдвинул мысль о том, что человек является вершиной эволюции природы. В рамках его философской системы человеческое существо рассматривается как инструмент, через который природа реализует свои цели, стремясь к более высоким формам существования. Спиноза подчеркивает, что мышление, относящееся к душе, и движение, присущее телу, представляют собой интегрированные явления, которые объединяют физическую активность и ментальные процессы.

Исходя из данной концепции, российский физиолог И. М. Сеченов ввел понятие «психомоторика», предположив, что человеческие потребности влекут за собой формирование желаний и мыслей, которые, в свою очередь, активизируют физическое действие.

Психомоторика представляет собой сложный функциональный механизм, который сочетает в себе сенсорные, моторные и когнитивные компоненты, управляющие двигательными функциями человека. Это система осознанно контролируемых движений. Исследования показывают, что недостаток физической активности негативно влияет на интеллектуальные способности, а также на координацию движений как крупной, так и мелкой моторики, что затрудняет процесс обучения в школе.

Ключевые аспекты психомоторики

Психомоторика рассматривает двигательные действия как ответ на полученные сенсорные сигналы. Выделяют несколько видов реакций:
  • 1
    Простая реакция — это быстродействующий ответ на знакомый, но неожиданно возникший сигнал с использованием уже привычной двигательной программы.
  • 2
    Сложная реакция — здесь ответная реакция формируется из нескольких возможных вариантов выполнения действий, требующих выбора.
  • 3
    Сенсомоторная координация — это способность выполнять комплексные движения в ответ на изменяющиеся условия чувствительных сигналов.
В психомоторной активности выделяют два основных типа процессов: идеомоторные и сенсоречевые.
  • 1
    Идеомоторные процессы характеризуются тем, что мысленный образ запланированного движения вызывает едва заметные сокращения мышц, таких как те, что отвечают за движения головы или глаз.
    Эти движения могут возникать рефлекторно и не всегда требуют сознательного контроля.
  • 2
    Сенсоречевая реакция предполагает, что на воздействие раздражителя следует определенное речевое действие.
    Эта реакция бывает особенно важной в различных профессиональных контекстах, например, для операторов, которые анализируют показания приборов, а также для руководителей, отдающих команды и инструкции.

Важные аспекты проблемы

Развитие психомоторики в младшем школьном возрасте является критически важным. Этот период характеризуется формированием личности ребенка, и освоением навыков эффективного общения.

На первых этапах жизни двигательная активность играет ключевую роль в развитии психомоторики. Каждое движение — будь то осознанное или непроизвольное — становится ценным опытом для ребенка, сопровождающимся ощущениями, исходящими как от окружающих объектов, так и от собственных мышц, задействованных в движении. Присутствует прямая связь между двигательными и познавательными функциями: задержка в развитии моторики ведет к замедлению становления высшей нервной деятельности.

Движение способствует:
  • 1
    речевому развитию;
  • 2
    увеличению умственной работоспособности;
  • 3
    формированию произвольных действий и движений, составляющих основу двигательного поведения.
Без достаточной физической активности ребенок не сможет вырасти здоровым. Врачи подчеркивают, что двигательная активность является эффективной профилактикой заболеваний дыхательной, нервной и сердечно-сосудистой систем.

Кроме того, физическая активность способствует всестороннему развитию личности ребенка. Она помогает ему познавать окружающий мир и учиться взаимодействовать с ним. В движениях проявляются начальные личные качества, которые будут развиваться с течением времени.

Игра является основным видом деятельности детей в раннем возрасте и тесно связана с активным движением. Можно с уверенностью утверждать, что именно через игру у ребенка развиваются высшие психические функции. Отсутствие необходимых условий для развития моторных навыков может привести к возникновению стереотипных движений, таких как сосание пальцев или раскачивание тела из стороны в сторону. Если не уделять внимание работе с ребенком, подобные стереотипы могут закрепиться в его привычках.
Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.

Оценка уровня развития психомоторики

Уровень психомоторного развития служит объективным критерием для выявления отставаний, легких отклонений и возможных трудностей в обучении в будущем.

Процесс оценки психомоторного развития включает в себя анализ социальной адаптации ребенка, развитие речевых навыков, эмоциональной сферы, а также оценку общей и мелкой моторики.

Частота оценки уровня психомоторики у детей младшего возраста варьируется в зависимости от этапа их развития. Это связано с высокими темпами психоэмоционального и физического роста в дошкольном возрасте, которые замедляются в более старшем возрасте.

Проведение оценки психомоторного развития осуществляется по следующему графику:
  • 1
    В первый год жизни — ежемесячно.
  • 2
    С 1 до 2 лет — каждые три месяца.
  • 3
    С 2 до 6 лет — ежегодно.
На основе данных оценок определяется, соответствует ли уровень развития возрастным нормативам, или наблюдается отставание или опережение в развитии.

Признаки замедленного психомоторного развития

Замедленное психомоторное развитие у детей может проявляться рядом характерных симптомов:
  • 1
    отказ от грудного вскармливания или слабое сосание;
  • 2
    ограниченная физическая активность и подвижность;
  • 3
    низкая чувствительность к световым и звуковым раздражителям;
  • 4
    отсутствие реакции на взрослых, ухаживающих за ребенком;
  • 5
    недостаток эмоционального отклика и интереса к игровым занятиям;
  • 6
    задержка в речевом развитии;
  • 7
    нарушения в координации движений.

Как поддержать психомоторное развитие детей

Психомоторика служит основой для познания и осознания окружающего мира через тактильные ощущения. Взаимодействие двигательных и тактильных анализаторов помогает ребенку лучше воспринимать форму и размеры предметов.

Поскольку рука является главным осязательным органом, рекомендуется включать в занятия следующие виды активности:
  • 1
    Рисование пальцами или использование бумажной «кисточки» для создания изображений.
  • 2
    Лепка из пластилина или глины, которая развивает сенсомоторные навыки.
  • 3
    Сборка пазлов для тренировки пространственного восприятия.
  • 4
    Создание оригами как способ развития мелкой моторики.
  • 5
    Игры с конструкторами, которые способствуют развитию креативности и логического мышления.
  • 6
    Сортировка мелких объектов, таких как пуговицы, камни и бусинки, для улучшения координации движений.
Дополнительно важно включать элементы самомассажа рук и пальчиковой гимнастики для улучшения общей моторики.

Специалисты, такие как логопеды и психологи, применяют разнообразные техники, направленные на активизацию речевой активности и социальных навыков. Эти методы задействуют слуховые, зрительные и тактильные анализаторы, что способствует развитию двигательных и речевых центров в центральной нервной системе.

Чтобы активировать эмоционально-волевую сферу детей, можно использовать следующие подходы:
  • 1
    Арт-терапия для выражения чувств и креативности.
  • 2
    Сказкотерапия, которая помогает развивать воображение и учить моральным урокам.
  • 3
    Игровая терапия, которая способствует социальным взаимодействиям и развитию навыков.
Коррекционные программы разрабатываются с учетом уникальных потребностей и особенностей эмоционального и познавательного развития каждого ребенка. Они включают в себя организацию практических занятий, музыкально-ритмические активности, а также разнообразные игры и упражнения, направленные на обогащение опыта и укрепление психомоторных навыков.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?