В этой статье вы прочитаете о том, что представляет собой АВА-терапия и каковы ее основные принципы. Вы узнаете о ее положительных и отрицательных сторонах и о том, какие задачи она поможет решить.
Светлана Андреевна
Автор статьи
Что такое АВА-терапия
АВА-терапия (Applied behavior analysis) или прикладной анализ поведения – один из подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями, особенно с аутизмом. Этот метод фокусируется на развитии коммуникативных навыков, социальной адаптации и поведенческих навыков.
Этот подход может быть использован как в домашней среде, так и в специализированных центрах или школах, где проводится интенсивная индивидуализированная терапия для детей с ОВЗ.
Этот метод часто сравнивают с дрессурой, но на практике он дает очень неплохие результаты, так как способствует обучению и развитию речи, у ребенка проходит самоагрессия и ритуальность в поведении, улучшается социализация и навыки самообслуживания.
Основные принципы
1
Разделение цели на мелкие шаги.
2
Использование положительного подкрепления для мотивации и укрепления желаемого поведения.
3
Систематический сбор данных и анализ результатов для оценки прогресса и внесения корректировок в программу обучения.
4
Индивидуализация программы обучения в соответствии с уровнем навыков и потребностями каждого ребенка.
Положительное подкрепление играет ключевую роль. Подкрепление положительного поведения основано на принципах классического условного рефлекса, который был впервые описан Иваном Павловым, и принципах оперантного условного рефлекса Б. Ф. Скиннера.
Вот как работает подкрепление положительного поведения в АВА-терапии.
1
Вместо наказания за нежелательное поведение, в АВА-терапии акцент делается на поощрении и укреплении желательного поведения через положительное подкрепление. Это может быть любое событие, предмет или действие, которое увеличивает вероятность повторения желательного поведения.
2
В качестве положительного подкрепления могут использоваться различные стимулы, такие как словесные похвалы, визуальные символы, физические прикосновения, игрушки, еда, разрешение на выполнение любимой деятельности и т. д. Важно подобрать подходящий вид подкрепления для каждого ребенка, учитывая его предпочтения и мотивацию.
3
Подкрепление должно быть предсказуемым и последовательным. Это помогает ребенку понять, что желательное поведение будет всегда награждаться, что повышает мотивацию к его повторению.
4
По мере того как желательное поведение становится более устойчивым, подкрепление может постепенно уменьшаться или заменяться более натуральными и внутренними формами мотивации, такими как удовлетворение от достижения или социальное признание.
Какие задачи можно решить с помощью данной методики?
АВА-терапия (аналитическая вербальная аутизм-терапия) может быть использована для решения широкого спектра задач, связанных с развитием детей с ОВЗ и улучшением их качества жизни.
1
Социальная адаптация.
АВА-терапия помогает детям с аутизмом развить навыки социального взаимодействия, включая понимание эмоций и намерений других людей, игру в команде и т. д.
2
Самообслуживание.
Терапия помогает освоить навыки самообслуживания, такие как питание, одевание, уход за собой и использование общественных мест.
3
Поведенческие навыки.
АВА-терапия может помочь развить сосредоточение, самоконтроль, соблюдение правил, а также снизить или заменить нежелательные поведенческие реакции.
4
Развитие интеллекта.
Терапия развивает академические навыки, такие как чтение, письмо, математика на уровне возраста ребенка, а также помогает успешно учиться в школе.
5
Саморегуляция и стрессоустойчивость.
АВА-терапия может помочь детям с аутизмом развить навыки саморегуляции и управления стрессом, что помогает им лучше адаптироваться к изменяющимся ситуациям.
Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.
АВА-терапия содействует развитию детей с аутизмом, помогая им достигать более полной и независимой жизни.
Цели АВА-терапии выбираются в зависимости от проблемы конкретного ребенка. Чаще всего целью является устранение поведенческих проблем у ребенка с ограниченными возможностями. После того, как эта цель достигнута, могут быть поставлены другие цели: развитие коммуникативных навыков, социальная адаптация, навыки самообслуживания, развитие интеллекта с целью догнать возрастную норму.
Цели АВА-терапии обычно индивидуализированы в соответствии с потребностями и специфическими характеристиками каждого ребенка.
Методы ABA терапии
ABA-терапия включает ряд методов и стратегий, направленных на развитие навыков и улучшение социализации детей.
1
Расчленение на блоки.
Этот метод предполагает разбиение желаемой цели на маленькие, понятные шаги. Это позволяет ребенку легче усваивать новые навыки и постепенно продвигаться к их освоению.
2
Метод дискретных проб.
Педагог дает ребенку что-либо, на что ребенок отреагирует. Это может быть предмет или картинка. Ребенок отвечает на вопрос и получает похвалу.
3
Обучение по моделированию,
то есть демонстрация желаемого поведения педагогом, чтобы показать, как выполнить действие. Ребенок затем имитирует это поведение.
4
Функциональный анализ поведения.
Этот метод включает в себя анализ причин и последствий нежелательного поведения. После этого разрабатывается индивидуализированная программа для изменения или замены этого поведения.
5
Система подсказок.
Формируется таким образом, чтобы по мере обучения подсказки можно было убирать, добиваясь самостоятельного достижения цели.
6
Обучение через игры.
Использование игр и развлечений является важной частью ABA-терапии, поскольку это мотивирует ребенка и он учится в более приятной обстановке.
Сколько нужно заниматься АВА терапией
Чтобы дать конкретные результаты, применение ABA-терапии должно быть интенсивным и частым. Специалисты отмечают существенный прогресс детей, которые получали терапию от 30 до 40 часов в неделю.
Как происходит работа с детьми?
Работа с детьми в рамках ABA-терапии может идти по нескольким сценариям.
Обучение отдельными блоками (Discrete Trial Training, DTT)
Желаемые навыки разбиваются на отдельные, небольшие компоненты. Каждый компонент представляет собой одиночное испытание, в котором тренер является активным участником, стимулируя ребенка и предоставляя немедленную обратную связь и подкрепление. DTT часто используется для обучения новым навыкам или уменьшения нежелательного поведения.
Обучение цепочкой (Chaining)
Ребенок учится последовательности шагов, составляющих комплексный навык или действие. Шаги разбиваются на последовательные этапы, и ребенок постепенно учится их выполнять в правильной последовательности. Цепочка может быть «прямой», когда шаги идут вперед, или «обратной». Этот метод часто используется для развития навыков, требующих выполнения нескольких последовательных шагов, например, при самообслуживании.
Обучение в естественной среде (Natural Environment Training, NET)
Навыки развиваются и применяются в реальной жизненной ситуации или естественной среде ребенка. Тренер стимулирует ребенка к использованию желаемого навыка в различных контекстах и ситуациях, помогая ему обучаться и применять умения в повседневной жизни.
Обычно в ABA-терапии используется комбинация этих методов в зависимости от целей обучения, предпочтений и потребностей ребенка.
Плюсы и минусы АВА-терапии
ABA-терапия имеет ряд преимуществ и недостатков, которые следует учитывать при рассмотрении этого подхода к обучению и воспитанию детей.
Плюсы:
1
Эффективность и быстрый результат.
Исследования подтверждают эффективность ABA-терапии в улучшении поведения, коммуникации, социальных навыков и самообслуживания у детей с аутизмом.
2
Индивидуальный подход.
ABA-терапия индивидуализирована под конкретные потребности и характеристики каждого ребенка, что позволяет создать наиболее эффективную программу обучения.
3
Возможность раннего вмешательства.
ABA-терапия может быть начата с ранних лет жизни ребенка, что позволяет достигнуть наибольшего эффекта в его развитии.
4
Обучение навыкам самообслуживания.
ABA-терапия помогает детям развивать навыки самообслуживания, что способствует их независимости и самостоятельности.
5
Обучение в обычной школе.
Терапия дает шанс детям с ОВЗ учиться в обычной школе, если коррекция проходит успешно, а симптомы не относятся к разряду тяжелых.
Минусы:
1
Интенсивность и затраты.
ABA-терапия часто требует значительных временных затрат как для родителей, так и для педагогов.
2
Недостаточное внимание к контексту.
Некоторые педагоги указывают на то, что ABA-терапия сосредоточена на обучении узких конкретных навыков и не развивает спонтанное поведение ребенка, что может ограничить ее применимость в реальной жизни.
3
Недоступность для тех детей, которые боятся незнакомых.
При АВА-терапии педагог проводит с ребенком много времени в тесном контакте. Если ребенок боится посторонних, то обучать его не получится.
4
Терапия работает только при правильном применении.
5
Нельзя делать перерывы или сокращать занятия, так как это отрицательно сказывается на результатах.
6
При занятиях с детьми с РАС иногда очень трудно определить метод поощрения, который действует на ребенка.
Хотя ABA-терапия имеет свои минусы, она остается одним из наиболее широко используемых и эффективных методов обучения детей с аутизмом. Важно индивидуально оценивать преимущества и недостатки этого подхода для каждого конкретного ребенка и его семьи.
Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!
Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.