Аффрикаты в логопедии. Коррекция их недостатков

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Иллюстрация: Команда «Логопедии дома»
В этой статье мы расскажем, что такое аффрикаты и какое отношение они имеют к логопедии.

На создание этой статьи у нашей команды ушло 16 человеко-часов. В написании участвовали копирайтер, редактор, логопед и контент-менеджер.

Татьяна Сергеевна

Автор статьи

Содержание статьи

Что такое аффрикаты в логопедии

Аффрикаты — это звуки речи, которые представляют собой сочетание смычного и фрикативного (шуточного) звучания. Их можно рассматривать как особый подкласс согласных звуков, и они образуются путем временной задержки потока воздуха в полости рта, а затем его высвобождения с создаваемым характерного шума. Аффрикативные звуки в отечественной логопедии представляют собой переднеязычные звуки «ч» (сочетание «ть» + «щ») и «ц» (сочетание «т» + «с»). В других языках к слитнопроизносимым звукам можно отнести:
  • 1
    «j» (сочетание «д» + «ж») в английском;
  • 2
    «ζ» (сочетание «д» + «з») в древнегреческом;
  • 3
    «z» (сочетание «т» + «c») в немецком.
Аффрикаты играют важную роль в фонетической системе языка. Они помогают различать слова и передавать различные смысловые оттенки. Например, слова «чоткий» и «шоккий» отличаются всего одним звуком, однако это меняет их значение. Это подчеркивает, насколько важно правильно произносить аффрикаты, чтобы избежать недопонимания в общении.

У некоторых детей могут возникать трудности с произношением аффрикат. Это может проявляться в:
  • 1
    Замене аффрикат на другие звуки (например, произнесение ч как ш).
  • 2
    Пропуске аффрикат в словах (например, «чай» может произноситься как «ай»).
  • 3
    Неправильном их артикулировании, когда звук искажается или звучит неясно.
Такие трудности могут быть связаны с различными факторами: от задержек в речевом развитии до структурных особенностей речевого аппарата.

Как выстраивать работу с аффрикатами

Работа с аффрикатами включает в себя несколько этапов:
  • 1
    Диагностика. Логопед проводит оценку речевых навыков ребенка, определяет, есть ли проблемы с произношением аффрикат.
  • 2
    Развитие фонематического слуха. Необходимо обучить ребенка различать аффрикаты от других звуков. Для этого можно использовать игры, где нужно услышать и произнести правильные звуки.
  • 3
    Артикуляционная гимнастика. Упражнения помогают развивать мышцы, ответственные за произношение звуков. Это главное условие для формирования правильной артикуляции.
  • 4
    Звуковая тренировка. Переход к практике, где ребенок учится правильно произносить аффрикаты в слогах, словах и предложениях. Можно использовать картинки и карточки с изображением предметов, начинающихся на нужный звук.
  • 5
    Систематическое повторение. Важно периодически возвращаться к пройденному материалу, чтобы укрепить навыки и предотвратить рецидивы.
Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.

Привила Н. С. Трубецкого

Правила, предложенные Н. С. Трубецким для классификации аффрикат, включают следующие положения:
  • 1
    Слитнопроизносимый звук не может быть разбит на два самостоятельных слога.
  • 2
    Звуковая единица возникает в речи благодаря единственному артикуляционному акту.
  • 3
    Время, необходимое для произнесения этого звука, аналогично времени озвучивания других звуков.
  • 4
    В определенной фонетической позиции запрещается наличие двух звуков, что соответствует установленным правилам языка.
  • 5
    Независимость звуковой единицы определяется структурой языковой системы.
  • 6
    Если отдельный компонент звука не трактуется как комбинаторная вариация какого-либо другого звука в языке.
  • 7
    Если звук обладает всеми перечисленными ранее признаками и является комбинаторной вариацией, рассматривать следует также как реализацию соответствующей группы фонем.
В контексте логопедии аффрикаты «ц» и «ч’» выделяются тремя специфическими признаками.

Для «ц» это:
  • 1
    зубная;
  • 2
    твердая;
  • 3
    свистящая согласная.
В то время как для «ч’» они выглядят так:
  • 1
    передненебная;
  • 2
    мягкая;
  • 3
    шипящая.
Эти согласные формируются за счет быстрого произнесения отдельных составляющих, которые образуют данный звук.

Постановка и введение в речь

Звук «ц» состоит из произносительных элементов, характерных для этого звука, тогда как звук «ч» включает в себя составляющие звучания «ц». Из-за этого недостатки в артикуляции свистящих и шипящих звуков оказывают заметное влияние на произношение аффрикат. Логопедическая коррекция в данном случае начинается лишь после того, как свистящие и шипящие звуки будут автоматизированы и дифференцированы, а также успешно интегрированы в самостоятельную речь ребенка, с учетом логопедических принципов.

Этап дифференциации аффрикатов требует особого внимания, особенно у детей с речевыми нарушениями. Этот процесс предполагает основательную предварительную работу по уточнению и закреплению кинестетических ощущений. Важнейшими компонентами таких мероприятий являются тактильное и зрительное восприятие, которые развиваются у детей дошкольного возраста на первых логопедических занятиях.

Аффрикаты занимают значимую роль в логопедической практике. Для исправления их недостатков не нужна специальная подготовка речевого аппарата. Тем не менее артикуляционная гимнастика станет полезной и эффективной подготовительной мерой в любом случае.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.
Похожие статьи
Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?