Оставаясь на нашем сайте, вы даете согласие на использование файлов cookies и сбор данных системами веб-аналитики.

Теоретические основы логопедии

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Иллюстрация: Команда «Логопедии дома»

Содержание статьи

В этой статье мы расскажем, какие методы и принципы применяются в логопедии.

На создание этой статьи у нашей команды ушло 12 человеко-часов. В написании участвовали копирайтер, редактор, эксперт в области логопедии и контент-менеджер.

Светлана

Андреевна

Автор статьи

Принципы логопедии

Логопедия строится на нескольких основополагающих принципах: системность, комплексный подход, принцип развития, деятельностный подход, онтогенетический аспект, учет этиологических факторов и механизмов (этиопатогенетический принцип), принцип учета личностных особенностей, применение обходных методов, а также общие и специальные дидактические принципы.

Принцип системности предполагает восприятие речи как многогранной функциональной системы, где все ее элементы находятся в активном взаимодействии. Важно отметить, что для изучения речи, а также для диагностики и коррекции речевых нарушений необходимо воздействовать на все составляющие этой системы.

Проведение логопедического заключения и дифференциальной диагностики схожих форм речевых расстройств требует глубокого корреляционного анализа как речевых, так и неречевых симптомов. Такой анализ должен опираться на результаты медицинского, психологического и логопедического исследования. В этом контексте также следует учитывать уровень развития познавательных функций и речи, а также взаимосвязь речевых навыков с особенностями сенсомоторного развития ребенка.

Часто речевые нарушения сопровождают синдромы различных нервных и психо-эмоциональных заболеваний (например, дизартрия, алалия, заикание и прочие). В таких ситуациях обращение к комплексному подходу — медицинскому, психологическому и педагогическому — становится особенно актуальным, что подчеркивает важность принципа комплексности в коррекции речевых расстройств.

При анализе и коррекции речевых нарушений необходимо учитывать как общие, так и индивидуальные закономерности развития детей с особыми потребностями.

При комплексном подходе учитываются все аспекты развития ребенка — когнитивные, эмоциональные, социальные и физические. Это позволяет создать более полное представление о состоянии ребенка и выбрать наиболее эффективные методы коррекции.

Принцип развития сосредоточен на том, чтобы в ходе логопедической работы выделять задачи, трудности и этапы, находящиеся в зоне ближайшего развития ребенка. Исследования и подготовка логопедической работы с детьми с речевыми нарушениями должны базироваться на ведущих видах их деятельности, будь то игровая, учебная или предметно-практическая.

Деятельностный подход предполагает, что ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Коррекция нарушений речи проводится с учётом ведущей деятельности. Использование деятельностного подхода эффективно влияет на развитие психомоторных, речемоторных функций, позволяет избежать психической утомляемости, излишней нервной возбудимости, воздействует на важные эмоционально-мотивационные факторы, стимулирует интеллектуальное развитие, корригирует личностные нарушения, помогает наладить межличностные отношения.

Онтогенетический аспект логопедического воздействия строится с учетом закономерностей и последовательности формирования различных форм и функций речи.

Формирование правильных речевых навыков, форм и функций речи осуществляется и в онтогенезе, от простых к сложным, от конкретных к более абстрактным, от продуктивных форм к непродуктивным, от ситуативной речи к контекстной, от усвоения семантических отношений к усвоению формальных признаков речевых (языковых) единиц.

Этиопатогенетический принцип предполагает, что при устранении речевых нарушений необходимо учитывать совокупность этиологических факторов, обусловливающих их возникновение. Это внешние, внутренние, биологические и социально-психологические факторы.

При использовании принципа учета личностных особенностей учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, его уровень развития и потребности. Логопед разрабатывает индивидуальные программы, которые соответствуют конкретным задачам и целям.

В процессе преодоления алалии, афазии большое значение имеет создание новых функциональных систем на базе сохранных звеньев, что говорит нам об использовании принципа обходного пути.

В процессе организации коррекционной деятельности большое значение придается общедидактическим принципам: воспитывающего характера обучения, научности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности, индивидуального подхода.
Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.

Методы, применяемые в логопедии

Методы логопедии как научной дисциплины могут быть условно разделены на несколько основных групп.

Первая группа включает организационные методы, среди которых можно выделить сравнительный анализ, лонгитудинальное исследование (изучение в течение продолжительного времени) и комплексный подход, учитывающий различные аспекты работы с пациентом.

Во вторую группу входят эмпирические методы, охватывающие такие методы как обсервационные (наблюдение за речевыми процессами), экспериментальные (включая лабораторные, естественные, формирующие и психолого-педагогические эксперименты) и психодиагностические (тестовые методики, как стандартизированные, так и проективные, анкеты, беседы и интервью). Кроме того, в этой категории присутствуют праксиметрические методы для анализа речевой активности и биографические подходы, направленные на сбор и интерпретацию анамнестических сведений.

Третья группа охватывает методы количественного и качественного анализа полученных данных, а также включает в себя машинную обработку информации с использованием современных вычислительных средств.

Четвертая группа состоит из интерпретационных методов, предназначенных для теоретического исследования взаимосвязей между рассматриваемыми явлениями, включая анализ связей между частями и целым, отдельными параметрами и общими свойствами, а также функциями и личностью.

Для достижения объективности в исследованиях также широко применяются технические средства, такие как интонационные анализаторы, спектрографы, назометры, видеоречевые устройства, фонографы и спирометры. К тому же используются такие методы, как рентгенокинофотография, глоттография, кинематография и электромиография, которые позволяют детально изучать динамику речевых процессов и их отдельные компоненты.

Эти методы и принципы помогают логопедам эффективно работать с детьми, имеющими речевые нарушения, и способствуют их успешной коррекции.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?