Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Иллюстрация: Команда «Логопедии дома»
Дислексия — это специфическое нарушение способности к овладению навыками чтения при сохранном интеллекте и отсутствии грубых нарушений слуха и зрения. Это нейропсихологическое расстройство проявляется стойкими трудностями в овладении процессами чтения и письма. По статистике, около 5-10% детей в разных странах страдают от дислексии. У мальчиков это расстройство диагностируется чаще, чем у девочек.
Дислексия относится к числу распространенных нарушений психического развития у детей. Ее проявления становятся заметны при овладении навыками чтения и письма, обычно в начальной школе. Дислексия влияет на способность ребенка овладевать этими важнейшими учебными навыками в соответствии с его возрастными возможностями и может привести к значительному отставанию в учебе.
В практике встречаются случаи, когда у детей с хорошими способностями резко снижалась успеваемость из-за дислексии. Вот типичный пример: ребенок растет в благополучной семье, рано начинает говорить, проявляет любознательность и хорошие интеллектуальные способности. Но в первом классе у него внезапно возникают серьезные трудности с чтением и письмом, он начинает отставать от сверстников. Зачастую причина таких случаев кроется в той или иной форме дислексии.
Причины дислексии
1. Биологические факторы
Основной биологической причиной дислексии считается нарушение развития и функционирования определенных зон головного мозга, ответственных за процессы чтения и письма. Прежде всего — теменных и височных отделов левого полушария.
Также причинами могут быть генетические факторы — если у одного из родителей есть дислексия, риск ее возникновения у ребенка возрастает.
Другие возможные причины — патологии внутриутробного развития плода, родовые травмы, заболевания матери во время беременности.
2. Социальные факторы
К социальным факторам риска развития дислексии относят недостаточную стимуляцию речевого и познавательного развития ребенка в раннем возрасте, неблагоприятную языковую среду, недостаточное общение и совместные занятия ребенка с родителями, низкий социально-экономический и образовательный уровень семьи.
В ряде случаев причина дислексии связана с комплексом биологических и социальных факторов. Так, у ребенка может быть сочетание генетической предрасположенности к дислексии (например, у отца в детстве были трудности с чтением) и недостаточное речевое развитие в раннем возрасте из-за гиперопеки матери и дефицита общения.
Классификация
В зависимости от преобладающего нарушенного механизма выделяют несколько основных форм дислексии:
1
Фонематическая
Трудности различения звуков речи на слух, проблемы звукового анализа слов.
2
Семантическая
Нарушение понимания смысла прочитанного текста.
3
Аграмматическая
Проблемы понимания грамматических конструкций в прочитанном.
4
Мнестическая
Выраженные трудности запоминания букв, слов из-за недостаточной зрительной и слуховой памяти.
5
Оптическая
Нарушение зрительного восприятия и распознавания букв и целых слов.
Нередко у одного ребенка проявляются сразу несколько форм дислексии в комбинации. Например, часто встречается смешанная фонематическая и оптическая дислексия — ребенок путает звуки и зрительно похожие буквы при чтении.
Симптомы дислексии
Фонематическая дислексия
1
Стойкие затруднения в различении звуков речи, особенно сходных по звучанию.
2
Проблемы запоминания и воспроизведения звуковой и ритмической структуры слова.
3
Выраженные трудности звуко-буквенного анализа и синтеза слова.
Семантическая дислексия
1
Ярко выраженные проблемы понимания смысла прочитанных слов, предложений, текстов.
2
Трудности понимания скрытого подтекста, логических связей и отношений в тексте.
3
Сложности установления причинно-следственных связей при чтении.
4
Низкий уровень способности делать выводы из прочитанного.
Аграмматическая дислексия
1
Существенные трудности понимания сложных грамматических конструкций.
2
Выраженное нарушение процесса осмысленного чтения из-за многочисленных грамматических ошибок.
3
Проблемы понимания связей между словами в предложениях.
Мнестическая дислексия
1
Характерные проблемы запоминания букв, слогов, целых слов.
2
Частые литеральные замены букв при чтении и письме.
3
Существенные трудности овладения техникой чтения из-за недостаточной зрительной и слухоречевой памяти.
Оптическая дислексия
1
Ярко выраженные зрительно-пространственные нарушения восприятия букв, слогов, слов.
2
Характерные зеркальные или частичные замены букв при чтении и письме.
Для диагностики дислексии и выявления ее конкретного вида требуется комплексное углубленное обследование ребенка разными специалистами: логопедом, психологом, дефектологом, невропатологом.
Диагностический процесс включает:
1
Сбор анамнеза о раннем развитии ребенка, течении беременности и родов у матери, наследственных факторах.
2
Оценку уровня интеллектуального развития с помощью психологического тестирования.
3
Изучение особенностей моторного, речевого, сенсорного развития.
4
Исследование памяти, внимания, пространственного и зрительного восприятия.
5
Логопедическое обследование звукопроизношения, фонематического слуха,навыков языкового анализа и синтеза.
6
При необходимости — все необходимые исследования по решению врачей.
Важна своевременная диагностика в раннем школьном возрасте, так как чем раньше выявлены нарушения, тем более эффективной будет коррекционная работа.
Приведем пример из практики мальчик Артем с детства демонстрировал хорошие способности, но в 1 классе у него резко снизилась успеваемость. Углубленное логопедическое обследование выявило у него дислексию мнестического типа с выраженным недоразвитием слуховой памяти. Это позволило своевременно начать адресную коррекцию.
Коррекция дислексии
Коррекционно-педагогическая работа при дислексии предполагает индивидуальный подход с учетом типа, степени нарушения, возраста ребенка и его психофизических особенностей.
Основные направления работы:
1
Логопедическая коррекция фонематического восприятия, навыков языкового анализа и синтеза.
2
Формирование и развитие зрительного, пространственного и квазипространственного восприятия, зрительной памяти.
3
Развитие смысловой стороны чтения, формирование навыков понимания прочитанного текста.
4
Специальное обучение приемам запоминания букв, слогов, слов, техникам чтения.
5
Использование компьютерных программ, игр и тренажеров для коррекции чтения и письма.
Для коррекции дислексии требуется комплексная и систематическая работа команды специалистов — логопедов, дефектологов, психологов. Также необходимо активное участие и помощь семьи в процессе коррекционных занятий и выполнении домашних заданий.
Прогноз и профилактика
При условии ранней диагностики, своевременного начала и правильной организации коррекционно-педагогической работы прогноз преодоления дислексии в целом благоприятный.
Профилактика дислексии включает раннее выявление детей из групп риска, факторов, предрасполагающих к возникновению этого расстройства. Важна комплексная работа по развитию речевых, познавательных, сенсомоторных способностей в дошкольном возрасте. Необходима целенаправленная работа по обогащению речевой среды ребенка, формированию фонематического восприятия и навыков звукового анализа слов.
Требуется также согласованная работа логопедов, психологов, дефектологов и активное участие родителей в процессе развития ребенка.
В качестве примера можно привести случай из практики. У мальчика Игоря имелся ряд факторов риска: отягощенная наследственность по линии отца, патология беременности у матери. С трехлетнего возраста с ним систематически занимались профилактическими мероприятиями — занятия с логопедом, психологом, регулярные домашние упражнения с мамой. Такая комплексная профилактическая работа позволила избежать развития тяжелой формы дислексии, хотя в 1 классе у Игоря наблюдались лишь легкие проявления этого нарушения.
Упражнения для профилактики и коррекции дислексии
Для развития у ребенка зрительного внимания, памяти и расширения словарного запаса специалисты рекомендуют следующие упражнения:
1
Составление слов из «слипшихся» букв, например «мамапапа», «бабушкадедушка». Можно усложнить составляя целые предложения и разделяя их на слова.
2
Самостоятельное чтение, запоминание и последующее написание ребенком слов, предложений.
3
Составление предложений из отдельных слов на карточках, а также составление целых слов из слогов.
4
Комбинирование упражнений с различными видами массажа — логопедического, кинезиологического, зрительного. Фантазия, игровая форма и сопровождение движениями помогут ребенку быстрее освоить навыки чтения и письма.
Важно регулярное систематическое выполнение таких упражнений под руководством взрослых — это значительно повысит эффективность коррекционно-профилактической работы при дислексии.
Приведем случай из практики. У первоклассника Вани был выявлен риск развития дислексии. Вместе с регулярными логопедическими занятиями мама Вани ежедневно проводила с ним комплекс специальных упражнений на развитие зрительного восприятия, памяти, чтения и письма с элементами массажа. Благодаря систематической профилактической работе в течение года удалось полностью избежать развития стойкой дислексии.
Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!
Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.