В данной статье рассмотрим причины возникновения, признаки, диагностику и методы коррекции акустической дисграфии.
Светлана Андреевна
Автор статьи
Что такое акустическая дисграфия
Акустическая дисграфия — это специфическое расстройство письма, которое связано с нарушениями восприятия звуковой информации. Это состояние может существенно повлиять на способности ребенка к обучению, особенно в области чтения и письма.
Причины акустической дисграфии
Акустическая дисграфия может возникнуть по различным причинам, среди которых:
1
Нарушения восприятия звуков.
Дети с акустической дисграфией могут испытывать трудности в различении фонем, что мешает им правильно записывать слова.
2
Неврологические факторы.
В некоторых случаях расстройство может быть связано с особенностями работы головного мозга, которые затрудняют обработку звуковой информации.
3
Психологические аспекты.
Стресс, тревожность и низкая самооценка могут усугубить проявления дисграфии.
4
Дефицит слуха.
Дети с ухудшенным слухом могут не получать достаточной звуковой информации для формирования правильных навыков написания.
Признаки и симптомы акустической дисграфии
В основе акустической дисграфии лежит нарушение идентификации близких звуков. Это происходит из-за проблем с фонематическим слухом, который позволяет нам распознавать звуки, образующие слово, определять количество слогов и различать отдельные фонемы.
Работа фонематического слуха заключается в следующем. Звуки речи, попадая в ухо, преобразуются в электрические сигналы и передаются в височные зоны головного мозга. Там эти сигналы кодируются и направляются в область Вернике, где происходит анализ и синтез звуковой информации. Затем информация передается в область Брока, отвечающую за управление мышцами речевого аппарата.
При акустической дисграфии изменения в височных зонах мозга приводят к искаженному звуковому восприятию. Человек не различает близкие по звучанию фонемы, что приводит к ошибкам в письме.
Типичные ошибки при акустической дисграфии:
1
Смешение парных звуков: глухих и звонких, шипящих и свистящих, аффрикат и их компонентов.
2
Смешение сонорных согласных: Р и Л.
3
Смешение лабиализованных гласных: О и У, Ё и Ю.
4
Пропуск или перестановка звуков.
5
Некорректное обозначение мягкости согласных.
Особенности акустической дисграфии:
1
Проявление в письме. Ошибки наблюдаются на письме, даже если в устной речи проблемы уже отсутствуют.
2
Степень тяжести зависит от степени изменений в височных зонах мозга.
3
Сочетание с другими видами дисграфии. В сложных случаях может наблюдаться сочетание акустической дисграфии с другими видами.
Акустическая дисграфия, особенно в легких формах, поддается коррекции. Однако для эффективной помощи необходимо обратиться к специалисту - логопеду или дефектологу.
Важно понимать, что акустическая дисграфия – это не просто проблема с произношением, а нарушение восприятия звуков, которое может иметь серьезные последствия для обучения и развития ребенка.
Родители и педагоги могут заметить следующие проявления акустической дисграфии:
1
Неправильное написание слов, даже если они были усвоены на слух.
2
Затруднения в копировании текста с доски или книги.
3
Ошибки в написании фонем, даже если они правильно произносятся.
4
Неспособность к автоматизации письма, то есть трудности в быстром написании привычных слов.
Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.
Диагностика акустической дисграфии требует комплексного подхода, который может включать:
1
Анализ письменных работ. Оценка ошибок, которые ребенок делает в письме.
2
Слуховая оценка. Исследование способностей ребенка различать и воспроизводить звуки.
3
Клиническое интервью. Общение с родителями и учителями для получения полной картины о навыках ребенка.
Важно, чтобы диагностику проводил квалифицированный специалист, такой как логопед или нейропсихолог.
Методы коррекции
Коррекция акустической дисграфии требует индивидуального подхода и может включать следующие методы:
1
Логопедическая работа.
Индивидуальные занятия с логопедом помогут ребенку развить слуховое восприятие и корректные навыки письма.
2
Игровые методы обучения.
Использование игр и заданий, направленных на развитие фонематического слуха и графомоторных навыков.
3
Семейная поддержка.
Родители могут оказывать помощь, создавая благоприятные условия для практики письма и чтения дома.
4
Использование технологий.
Адаптированные программы для обучения письму могут быть полезны для детей с дисграфией.
Чтобы помочь ребенку преодолеть эту трудность, нужно действовать поэтапно:
1
Фокусировка на трудных звуках: сначала нужно научить ребенка различать звуки, которые ему даются с трудом.
2
Обучение произношению: объясните ребенку, как правильно произносить эти звуки, обращая внимание на положение языка и губ.
3
Игры с произношением: рисуйте буквы в воздухе, просите ребенка произносить звуки с закрытыми глазами.
4
Связь звуков и смысла: покажите ребенку, как искаженное произношение может изменить смысл слова, используя тематические картинки.
Упражнения для улучшения звуковой дифференциации
Главное вовремя обратиться за помощью к специалистам. Логопед составит индивидуальную программу коррекции, психолог поможет ребенку преодолеть трудности в общении.
Игры для работы с ребенком:
1
«Произнеси наоборот». Логопед произносит слоги с твердыми согласными, а ребенок подбирает слоги с мягкими согласными.
2
«Подружи буквы Г и К со словами». Ребенок выбирает из списка слов названия животных, в которых есть буквы Г и К, и подчеркивает их разными цветами.
3
«Где звук?». Ребенок выполняет действия в зависимости от громкости звуков.
4
«Тихо – громко». Ребенок определяет, какой звук тише, а какой громче.
5
«Умный Буратино». Ребенок выбирает из списка слова, содержащие определенный звук, и выделяет его цветом.
6
«Угадай словечко». Ребенок вписывает пропущенные буквы в слова и объясняет свой выбор.
7
«Найди и исправь ошибку». Ребенок находит и исправляет ошибки в тексте.
8
«Составь новое слово». Ребенок составляет новые слова из букв длинного слова.
9
«Выбери правильный вариант». Ребенок записывает слова в два столбика, в зависимости от наличия мягкого или твердого согласного.
10
«Пишем вслух». Ребенок записывает текст, одновременно проговаривая его вслух.
11
Тетрадь в клетку. Ребенок записывает текст, помещая по одной букве в каждую клетку, проговаривая текст и выделяя цветом проблемные звуки.
12
Массаж пальцев. Используйте ручку с ребристой поверхностью для массажа пальцев во время письма.
13
Игры с буквами. Используйте задания на определение количества букв и звуков в словах, что развивает навыки фонемного анализа и синтеза.
Чтобы помочь ребенку справиться с этой проблемой родители должны создавать позитивную атмосферу, поддерживать ребенка, хвалить его за успехи.
Акустическая дисграфия — это вызов, но с правильным подходом и поддержкой ребенка можно помочь преодолеть его. Важно не игнорировать симптомы и обращаться за помощью к специалистам, чтобы обеспечить ребенку возможность успешно учиться и развиваться. Понимание проблемы и активные действия — это ключ к преодолению трудностей, связанных с акустической дисграфией.
Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!
Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.