Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Иллюстрация: Команда «Логопедии дома»
В данной статье рассматриваются эффективные методы постановки звука «Щ», а также упражнения для его автоматизации в речи. Особое внимание уделяется пошаговому подходу и использованию игровых и практических заданий для закрепления правильного произношения.
Звук «Щ» относится к мягким шипящим звукам и требует точной координации движений языка и дыхания. Кончик языка находится у основания нижних зубов, а его средняя часть поднимается к нёбу, образуя узкую щель. Губы слегка вытянуты вперед и округлены. Воздух проходит через узкую щель между языком и нёбом, создавая мягкий шипящий звук. Голосовые связки не вибрируют.
Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.
Традиционно вся логопедическая работа по устранению нарушения в произносительной стороне речи проводится поэтапно следующим образом.
1
Постановка.
2
Автоматизация.
3
Дифференциация, если это необходимо.
Для постановки звука необходимо разогреть речевой аппарат с помощью нескольких упражнений.
Предшествующая работа: умение удерживать губы в улыбке и делать язык широким формировалось при отработке звуков и, э, с. Подъем языка вверх вырабатывался в процессе ознакомления со звуками т, д, н, ш, ж; направленная воздушная струя — со звуками ф, в, с, з, ш, ж.
Артикуляционные упражнения:
1
«Маятник»: двигайте языком из стороны в сторону, касаясь уголков рта.
2
«Чистка зубов»: проведите кончиком языка по внутренней поверхности зубов.
3
«Бублик». Вытянуть губы (упражнение «Хоботок»), затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Удерживать губы в таком положении на счет до 5.
4
«Месим тесто». Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, похлопывая его губами, произнести звук «пя - пя - пя».
5
«Чашечка». Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки. Если «Чашечка» не получается, то необходимо распластать язык на нижней губе и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму.
6
Дыхательное упражнение «Фокус». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Постановка может происходить тремя способами:
1
по подражанию;
2
с помощью опорного звука;
3
механическим способом.
С помощью опорного звука необходимо следующее:
1
просим ребенка приподнять кончик языка к верхним альвеолам и «пошипеть как большая змея».В этой позиции воздух при выдохе проходит в узкую щель посередине язычка. И звук Ш плавно переходит в Щ.
2
Взрослый просит ребенка очень долго произносить непрерывный звук Ч и затем прервать выдох.
Механический способ постановки включает в себя работу, которая основывается на уже имеющихся в речи ребёнка звуке «Ч» и слогах Си — Ась.
При озвучивании ребёнком этих слогов взрослый слегка приподнимает кончик маленького язычка с помощью шпателя к альвеолам верхних зубов и легонько отодвигает его назад. В результате образуется звук «Щ».
Закрепить изолированный звук можно при помощи звуковых дорожек. Далее если ребенок 3-5 раз может произнести звук самостоятельно, то можно переходить к автоматизации в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных, в интервокальной позиции), словах (в начале, в середине, в конце слова), в словосочетаниях, предложениях, самостоятельной речи.
В слогах:
1
прямые слоги со звуком «Щ» : ща-що-щу-щи-ще
2
обратные слоги со звуком «Щ»: ащ-ощ-ущ-ыщ-ищ-ещ-ёщ-ющ-ящ
3
в интервокальной позиции: оща-ощо-ощу-ощи
4
в слогах со стечением: ЩТА, ЩКУ, АЩК
В словах:
1
в начале слова : щука, щуп, щупать
2
в середине слова : пища, пищать, угощать
3
в конце слова : мощь, овощ, хвощ, немощь, помощь
4
в середине слова со стечением: плющ, хрящ, прыщ,помощник.
В словосочетаниях: овощные щи, хищная щука, вещевой ящик, мохнатый щенок, в ящике овощи.
В предложениях: ща-ща-ща, ща-ща-ща — дождь идет, я без плаща́. Мамины вещи в ящике.
В самостоятельной речи:
1
Пересказ текста по вопросам.
Взрослые и дети расчищают двор от мусора. Что делают...? Они собирают щепки, дощечки, бумагу, сломанные ящики. Что они собирают...? Скоро на дворе будет детская площадка. Что будет...? Где…? Когда...?
2
Составление рассказа по теме.
Надя и Вера играли в слова. Надя должна была назвать слова со слогом ще, а Вера — со слогом щи. Расскажи, как девочки играли в эту игру. Кто из них победил? Какие слова назвала Надя, а какие — Вера? Какие слова девочки не смогли назвать?
Включите в занятия игры: используйте картинки с изображениями предметов, содержащих звук «Щ», и попросите ребенка назвать их.
Эти упражнения помогут детям освоить правильное произношение звука «Щ» и улучшить их речевые навыки.
Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!
Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.