Оставаясь на нашем сайте, вы даете согласие на использование файлов cookies и сбор данных системами веб-аналитики.

Психическое развитие ребенка

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Иллюстрация: Команда «Логопедии дома»

Содержание статьи

В этой статье мы подробно расскажем, как происходит психологическое развитие ребенка в каждом возрастном периоде.

На создание этой статьи у нашей команды ушло 40 человеко-часов. В написании участвовали копирайтер, редактор, эксперт в области психологии и контент-менеджер.

Светлана

Андреевна

Автор статьи

Как формируется нервная система у детей

С момента рождения мозг ребенка имеет массу около 1/8 от общей массы тела. В течение первого года жизни он увеличивается в два раза, а к трехлетнему возрасту его масса возрастает втрое по сравнению с моментом рождения, достигая 1/13 от массы тела. Это свидетельствует о том, что после рождения головной мозг не только продолжает свой рост, но и динамично формируется. В этот период активно развиваются как мелкие, так и крупные извилины, а также создаются борозды.

Мозжечок, изначально имеющий недостаточную зрелость, также значительно вырастает. Важно отметить, что несовершенство мозга у новорожденного не влияет отрицательно на работу системы безусловных рефлексов. Врожденные способности играют ключевую роль в том, чтобы малыш мог не только получать питание и взаимодействовать с окружающим миром, но и становятся основой для формирования более сложных навыков в будущем. В раннем детстве у ребенка наблюдаются недифференцированные реакции. Тем не менее, именно в течение первого года развития нервной системы происходит наибольшее ускорение и активность. Позже темпы развития замедляются, но акцент смещается на совершенствование психических умений, а не только на развитие рефлекторных реакций.

Этапы формирования психики

В области медицины различают несколько значимых этапов, которые описывают развитие психики у детей. Давайте рассмотрим их более подробно.

Моторный этап

Этот период охватывает первые 12 месяцев жизни малыша и характеризуется освоением новых моторных навыков. В это время ребенок активно исследует движение, что становится основой его физического развития.

Сенсорный этап

За моторным следует сенсорный этап, он актуален для детей до трех лет. В этот период малыш начинает осознавать свои действия, и его движения становятся более целенаправленными и уверенными. Сенсорная моторика играет ключевую роль в формировании более сложных психических процессов.

Аффективный этап

Этот этап продолжается вплоть до подросткового возраста, почти до 12 лет. В это время ребенка начинает все ярче проявляться его индивидуальность, и его деятельность ориентируется на ее развитие и закрепление.

Идеаторный этап

Данный этап охватывает подростковый возраст, с 12 до 15 лет. В это время у детей начинает формироваться абстрактное мышление. Они значительно усложняют свои концепции, умозаключения и суждения, а также начинают выстраивать предварительные планы своих действий, что говорит о более глубоком понимании окружающей действительности.

В процессе развития у детей могут проявляться психические нарушения, что зачастую вызвано бурным развитием как психологических, так и физических особенностей. Это может привести к перегрузке и нарушениям работы других жизненно важных систем. Кроме того, изменения в гормональном фоне также являются одной из причин, особенно в критические моменты, такие как кризисы в 3 года и в возрасте 12–14 лет. Хотя временные рамки для этих этапов условны и лишь служат ориентиром, важно, чтобы родители проявляли внимание и заботу к своему ребенку в эти ключевые периоды, оказывая поддержку при необходимости.

Периоды психического развития

Этапы развития психики можно разделить на несколько ключевых периодов, каждый из которых соответствует определенному возрасту. Родителям новорожденных необходимо знать о этих периодах, чтобы эффективно использовать эти знания в процессе воспитания.

Важно осознавать, что многие страхи, комплексы и психологические расстройства имеют корни в детском возрасте. Даже незначительные события, на первый взгляд, могут оставить глубокий след в подсознании и сформировать черты характера. Рекомендуем внимательно изучать информацию о периодах психического развития детей и применять ее на практике.

Итак, выделяются следующие ключевые периоды развития психики.
Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.

Период младенчества

В первые месяцы жизни новорожденный абсолютно беспомощен, и все его потребности могут удовлетворяться только взрослыми. В этот период ребенок практически не может взаимодействовать с окружением, его зрение и слух еще развиваются. Родителям необходимо помочь малышу освоить навыки «коммуникации» с окружающим миром. Это включает в себя развитие как мелкой, так и крупной моторики, а также восприятие цвета, текстуры и объема предметов на ощупь.

Подходящие игрушки и регулярные сенсомоторные упражнения будут способствовать развитию органов чувств. На данном этапе малыш не способен осознать себя и окружающий мир, он лишь ощущает базовые состояния, такие как голод и боль. Поэтому не стоит ожидать, что ребенок будет следовать каким-либо правилами; объяснения не будут понятны малышу в первые месяца жизни.

Период раннего детства

Этот период, продолжающийся с 1 до 3 лет, характеризуется началом роста независимости. Ребенок активно учится ходить, бегать и прыгать, познавая предметы и постепенно осваивая речь. Тем не менее, его возможности еще весьма ограничены, и в качестве примеров для подражания служат взрослые. Чтобы начать действовать самостоятельно, ребенку необходимо сначала увидеть, как поступают другие. Вместе с родителями он с удовольствием исследует мир и участвует в играх.

В этот период происходят важные психические открытия: ребенок осознает назначение предметов и начинает понимать смысл своих действий. Для этого он должен научиться правильно взаимодействовать с окружающими его вещами. Ключевым моментом в развитии психики здесь является осознание своего «Я». Постепенно малыш начинает различать свои действия и действия взрослых, что способствует формированию самооценки и самосознания. Под конец этого периода может возникнуть кризис трехлетнего возраста, о котором мы говорили ранее.

Период младшего дошкольного возраста

Этот этап жизни ребенка начинается после преодоления кризиса трех лет. Теперь малыш способен действовать более самостоятельно и уже имеет определенное представление о себе. Его двигательная активность хорошо развита, речь становится достаточно четкой, что позволяет ему временами ощущать себя на одном уровне со взрослыми. При этом малыш интуитивно понимает, что многие действия взрослых не только зависят от их умений, но и имеют особую смысловую нагрузку; то есть взрослый совершает поступок не только из-за знаний, но и по причинам, которые ему известны. В этом контексте главной задачей данного периода является развитие мотивационно-потребительской сферы.

В младшем дошкольном возрасте малыш наиболее эффективно усваивает информацию через игровую деятельность. Эти игры помогают создать «взрослый мир», перенести в него повседневные ситуации, а затем разыграть их в обратном порядке. Использование заменителей реальных предметов в играх активно способствует развитию абстрактного мышления и воображения. Родителям, увлекающимся покупкой новинок среди игрушек, следует помнить, что для формирования знаково-символической функции и воображения лучше предоставить ребенку, скажем, деревянный брусочек для игры в «мобильник», нежели настоящий телефон.

Период старшего дошкольного возраста

На этом этапе, в период подготовки к школе, у ребенка появляются новые психические качества. Он становится все более независимым от взрослых и начинает учиться брать на себя ответственность за свои действия. Этот период также характеризуется растущей потребностью в общении с ровесниками. Дети начинают осознавать базовые принципы и закономерности через практические опыты и могут формировать элементарные логические выводы.

Чтобы обеспечить ребенку качественную подготовку к школьному обучению, родителям следует прививать ему «полезные привычки» и развивать способности к восприятию информации на слух. К таким привычкам относятся основные навыки самообслуживания и вежливое общение с окружающими. Однако важно не просто научить детей помогать пожилым людям, но и объяснить им, почему это важно. Развитие слухового восприятия способствует улучшению памяти и абстрактного мышления, что имеет первостепенное значение для успешной учебы в школе.

Младший школьный возраст

В возрасте от 7 до 11 лет у каждого ребенка происходят заметные изменения в его жизни. Школьная обстановка, необходимость налаживания отношений в новом коллективе и уменьшение индивидуального внимания со стороны педагогов оказывают значительное влияние на психологическое состояние малыша. В этот период родителям стоит особенно обращать внимание на настроение и эмоции ребенка, обеспечивая ему постоянную эмоциональную поддержку. Дети начинают по-другому воспринимать свою активность, способны осмыслить изменения в себе, осознавая, «кем они были» и «кем стали». Это способствует развитию навыков планирования и саморегуляции.

Подростковый возраст

С 11 до 14 лет начинает формироваться один из самых важнейших этапов в жизни подростков. В этот период ребенок стремится покинуть детство, чувствуя потребность войти в мир взрослых, хотя и не торопится принимать на себя новые обязательства. Они могут быть готовы к «взрослым» поступкам, но при этом тянутся к беззаботным дням своего детства, сопряженным с ощущением безнаказанности. Велика вероятность, что на этом этапе подростки будут совершать импульсивные и безответственные поступки, часто вразрез с родительскими запретами и нормами.

Важным аспектом в этой фазе является влияние родителей. Выбор модели воспитания может определить, примет ли подросток свое место в обществе и займется ли самоанализом, либо начнет активно противостоять ограничениям, стремясь сохранить свою индивидуальность. Появление авторитетов среди сверстников не должно вызывать у родителей паники; именно в кругу семьи подростки находят опору для формирования своей мотивационной структуры.

Родителям настоятельно рекомендуется внимательно следить за эмоциональным состоянием своих детей в любом возрасте и заботиться о собственном психическом здоровье. Помните, что атмосфера в доме в значительной мере зависит от отношений между взрослыми; дети, как правило, отражают те чувства, которые они ощущают в окружении.

Дети с задержкой психического развития

Развитие психики ребенка не всегда происходит строго в установленные сроки и поэтапно. В некоторых случаях оно может испытывать задержки или, наоборот, развиваться быстрее, чем предполагается. Это может быть связано с различными факторами, такими как индивидуальные особенности ребенка, окружающая среда, уровень стресса или наличие эмоциональных и социальных проблем.

Одним из наиболее распространенных нарушений в психическом развитии является задержка психического развития.

Задержка психического развития (ЗПР) зачастую не имеет видимых проявлений на физическом уровне, в результате чего родители могут долгое время не подозревать о наличии данного диагноза у своего ребенка. Однако возникновение трудностей с адаптацией в социальном окружении и обучение в школе должны насторожить родителей. Установить диагноз ЗПР может только квалифицированные специалисты, но некоторые признаки могут помочь родителям заметить проблемы.

Главным образом это связано с нарушениями внимания. Ребенок может постоянно отвлекаться, испытывать трудности с концентрацией на определенной задаче, а также проявлять избыточную активность.

Вторым значимым аспектом являются трудности в восприятии, когда ребенку сложно узнавать знакомые объекты в непривычных условиях. Он может также забывать имена знакомых людей, которых видит регулярно. Дополнительно наблюдается замедленное развитие логического мышления, особенно в умении строить логические связи. Не исключены и проблемы с речью, в том числе недоразвитие лексико-грамматической стороны языка.

Несмотря на то что диагноз ЗПР не является барьером для освоения общеобразовательных программ, он требует адаптации образовательного процесса с учетом уникальных особенностей развития ребенка.

Родителям и педагогам важно внимательно наблюдать за развитием ребенка и выявлять возможные отклонения, чтобы при необходимости предоставить ему поддержку и помощь. Своевременное вмешательство и внимание к нуждам ребенка могут сыграть значительную роль в его психическом и эмоциональном благополучии.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?