Эфферентная моторная афазия

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» – мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Иллюстрация: Команда «Логопедии дома»

Содержание статьи

В этой статье рассмотрим, что такое эфферентная моторная афазия, причины возникновения, какие выделяют степени заболевания и как можно диагностировать ее самостоятельно.

Светлана Андреевна

Автор статьи

Что такое эфферентная моторная афазия

Афазия — это системное нарушение речи, характеризующееся полной или частичной утратой речи, обусловленной локальными поражениями ГМ. При афазии отмечается нарушение речи и вербального общения, нарушение психических процессов, изменения личности.

Эфферентная моторная афазия или афазия Брока — это расстройство речи, характеризующееся трудностью произношения слов, несмотря на то, что человек понимает речь и способен ее продуцировать. Эта афазия связана с повреждением речевого центра Брока (поражение задней части третьей лобной извилины ), расположенного в левом полушарии головного мозга.

В 1861 году французский хирург Поль Брока сделал важное открытие в области нейробиологии речи. Он обнаружил, что в нижней лобной извилине левого полушария головного мозга находится моторный центр речи, который впоследствии был назван центром Брока. Эта область церебральной коры управляет артикуляционными органами, отвечая за произношение слов.

Повреждение центра Брока приводит к развитию эфферентной моторной афазии, также известной как афазия Брока. Это расстройство речи, подробно описанное основателем нейропсихологии, профессором Александром Романовичем Лурией, характеризуется затруднением в произношении слов, несмотря на то, что человек понимает речь и способен ее продуцировать.

Наиболее частой причиной эфферентной моторной афазии является инсульт в бассейне левой средней мозговой артерии. Пик заболеваемости приходится на возраст 55-65 лет. В клинической практике наблюдается, что примерно у половины пациентов с эфферентной моторной афазией также присутствует афферентная моторная афазия, которая затрудняет понимание речи.

Причины возникновения заболевания

В основе заболевания лежит нарушение кинетической программы реализации высказывания, связанное с органическим поражением центра Брока (44, 45 поле по Бродману). Эти факторы, приводящие к повреждению и дисфункции премоторной коры, весьма многочисленны.

Основными из них являются:
  • 1
    Инсульт.
    Наиболее распространенная причина, по которой происходит кровоизлияние или закупорка сосуда в речевом центре Брока.
  • 2
    Травма головы.
    Черепно-мозговые травмы могут привести к повреждению речевого центра.
  • 3
    Опухоль мозга.
    Она, поражает речевой центр и может вызвать афазию.
  • 4
    Нейродегенеративные заболевания.
    Болезнь Альцгеймера, болезнь Пика, болезнь Крейтцфельдта-Якоба могут привести к афазии.
  • 5
    Эпилептические расстройства.
    Эпилепсия сама по себе не является прямой причиной афазии Брока, но припадки могут временно нарушать речь.
  • 6
    Энцефалит и гнойные воспаления могут быть причиной афазии, но не обязательно афазии Брока.
  • 7
    Рассеянный склероз встречается чаще при дегенеративных изменениях, но его особенность — утрата миелина, покрывающего нервные волокна, может вызывать разные неврологические нарушения, включая афазию Брока.

Степени тяжести заболевания

Клинические проявления эфферентной моторной афазии могут значительно варьироваться в зависимости от степени нарушения, что, в свою очередь, влияет на подходы к логопедической коррекции. В зависимости от выраженности речевой дисфункции, эфферентная моторная афазия классифицируется на три степени тяжести:
  • 1
    Легкая степень:
    • Речь развернутая, но может содержать речевые штампы.
    • Наблюдается по слоговое произношение слов.
    • Затруднения с произношением проявляются при повторении фраз и назывании предметов.
    • Отмечаются негрубые расстройства в сфере орально-артикуляционного праксиса, проявляющиеся в псевдоскандированности речи(замедленный темп произношения).
    • Выявляются отдельные аграмматизмы.
    • Диалогическая речь стереотипна и недостаточно развернута.
    • Наблюдается стереотипность формулировок, недостаточная развернутость ответов видов.
  • 2
    Среднетяжелая степень:
    • Спонтанная речь аграмматична, с признаками «телеграфного» стиля.
    • Фразовая речь практически полностью отсутствует.
    • Высказывания имеют разорванный характер.
    • Автоматизированная речь (например, счет, дни недели) сохранена.
    • При повторении и назывании предметов наблюдаются персеверации (повторение одного и того же слова).
    • В диалоге могут присутствовать эхолаличные ответы (повторение последних слов собеседника).
    • Интонация бедна, наблюдаются ошибки в ударении. В высказывании отсутствует плавность, речь носит разорванный характер.
    • Имеются нарушения орально-артикуляционного праксиса.
    • Переключение с позы на позу, с артикулемы на артикулему затруднено.
  • 3
    Тяжелая степень:
    • Отсутствует спонтанная речевая продукция.
    • Попытки говорить сводятся к повторению фрагментов слов.
    • Наблюдается распад автоматизированной речи.
    • Возникают трудности с пониманием обращенной речи.
    • Справляются с воспроизведением отдельных артикуляционных поз, но затрудняются при попытке перехода от одной позы к другой.
    • Изолированные звуки повторяют свободно, однако задание воспроизвести серию звуков вызывает существенный артикуляционный сбой.
    • Имеются значительные произносительные трудности, проявляющиеся в «застревании» на отдельных фрагментах слов. Слова «разорваны». Интонация бедна и однообразна. Речевая активность средняя.
    • Наблюдается сопряженный и отраженный прямой счет. Обратный счет недоступен. Пение со словами.
    • Способны к повторению отдельных звуков как с опорой на артикуляционный образ, так и на акустический, но повторение слогов затруднено. Воспроизведение слова не удается.
    • Составление фраз по сюжетной картинке практически недоступно. Составляют лишь очень простые по синтаксической структуре фразы.
    • Устная речь замещается «эмболом» - стереотипная непродуктивная речь.
Важно помнить, что данная классификация носит общий характер. Конкретные проявления афазии могут варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей пациента.
Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.

Симптомы эфферентной моторной афазии

Эфферентная моторная афазия проявляется рядом характерных особенностей, затрагивающих различные аспекты речевой деятельности. К ним относят:
  • 1
    Нарушение артикуляции и просодики:
    • Затруднение в плавном переходе между артикуляционными позами, что приводит к персеверациям (повторениям слов и слогов).
    • Нарушения просодики — интонации, ударения, ритма речи, которые делают речь невыразительной, скандированной, с ошибками в ударениях. Следовательно нарушается коммуникативная и эмоционально-выразительная функция речи («бесцветна» из-за трудностей передачи эмоций через речевую интонацию).
    • Нарушение конструкции фразы, преобладание существительных в именительном падеже и глаголов в инфинитиве.
    • Длительные паузы в речи из-за инертности речевых процессов.
  • 2
    Сложности в выборе слов:
    • Вербальные парафазии — использование искусственно созданных слов, искажающих смысл и грамматическое построение фразы.
    • Сохранение повторения отдельных звуков, но трудности при повторении серий звуков, слогов, слов. Спонтанная речь стереотипна, много речевых штампов, «слов-паразитов».
    • В тяжелых случаях — неспособность слить в единый слог согласный и гласный звук.
  • 3
    Нарушения письма и чтения. Сопровождается грубой дисграфией. В тяжелых случаях — невозможность составить слово из букв. В более легких случаях — большое число литеральных парафазий, в виде персеверации, перестановка и пропуск букв и слогов.
    • Грубая дислексия — чтение с угадыванием, правильное сопоставление надписей с картинками. Письмо как функция отсутствует.Невозможно письмо под диктовку даже тех букв, которые узнаются по названиям.
    • Средняя степень — чтение коротких предложений, но затруднения с пониманием. При попытке письма многократно повторяется каждый звук слова, поскольку больные пытаются «привязать» к нему какое-либо упроченное слово, допускают большое число пропусков, литеральных параграфий.
    • Легкая степень — отсутствие выраженных нарушений письма и чтения.
  • 4
    Понимание речи.
    В основном сохранено, но наблюдаются трудности с восприятием грамматически сложных высказываний. Непонимание переносного смысла, многозначности слов, значения пословиц. Пациенты осознают свой речевой дефект, но не могут его преодолеть самостоятельно.
Какая речь у лиц с эфферентной моторной афазией:

«Случай на реке»: - Этот мальчик … мальчик, и вот речка, и плот, и мальчик, как это … па…па…падать в воду, и плот, туда позвать далеко… И мальчик ботинки снимать надо … зовет, как это … по…по…помогите … ну вот, ботинки тут, и вода холодная, и вот мальчик … и мальчик берег … дышать надо хорошо … мальчик … и мальчик идет дома (по Шохор-Троцкой М.К.).

Диагностика заболевания

Диагностика эфферентной моторной афазии направлена на установление типа речевого расстройства, характера и степени поражения мозговых тканей.

Эфферентная моторная афазия дифференцируется от прочих речевых дисфункций. Длительные паузы, обусловленные инертностью речевых процессов, сходны с остановками при семантической афазии, связанными с амнестическими затруднениями поиска названия предмета. Однако семантика слова не нарушена.

Основные диагностические мероприятия:
  • 1
    Неврологическое обследование.
    Невролог оценивает неврологический статус пациента, выявляя наличие гемипареза (паралича половины тела), дисфункции лицевого нерва, что подтверждает локализация очага поражения в моторной коре левого полушария.
  • 2
    Логопедическое обследование (логопеда-афаззиолога).
    Логопед проводит исследование речевой функции и выявляет нарушения произношения (моторная афазия), такие как:
    • Затруднение переключения артикуляционных поз.
    • Скандированность.
    • Персеверации (повторы слов и слогов).
    • Аграмматизмы.
    • Определяет наличие вторичной дисграфии и дислексии при исследовании письменной речи.
    Диагноз выставляется на основании объективного осмотра. Чтобы оценить речь, логопед обычно задаёт вопросы, на которые нужно ответить развернуто. Например, может попросить рассказать о своей жизни или о заболевании.

    Чтобы определить, понимает ли пациент чужую речь, логопед будет использовать как простые фразы, так и длинные предложения и труднопроизносимые слова. Может попросить показать называемые предметы, поднять вверх руку, показать язык, объяснить смысл метафор, например «золотые руки», «железное здоровье» и т. д.
  • 3
    Дополнительные исследования:
    • МРТ головного мозга позволяет установить морфологический субстрат заболевания, визуализировать очаги поражения, такие как: интракраниальные объемные образования (опухоль, гематома, киста, абсцесс), воспалительные фокусы и демиелинизирующие процессы.
    • Исследование церебральной гемодинамики оценивает характер и степень нарушений мозгового кровоснабжения.Проводится с использованием МР-ангиографии, дуплексного сканирования, УЗДГ церебральных сосудов.
    • Анализ цереброспинальной жидкости проводится при подозрении на инфекционно-воспалительный характер патологии. Анализ помогает выявить воспалительные изменения, идентифицировать возбудителя.
Важно понимать, что диагностика эфферентной моторной афазии требует внимательной оценки всех симптомов, проведения необходимых исследований и осуществления дифференциальной диагностики с другими речевыми расстройствами.

Лечение

Лечение эфферентной моторной афазии комплексное и включает в себя терапию основной патологии, вызвавшей нарушение речи, а также реабилитационные мероприятия, направленные на восстановление речевой функции.

1. Этиопатогенетическое лечение:
  • 1
    Инсульт.
    Назначается общая и дифференцированная терапия сосудистыми, тромболитическими или гемостатическими средствами в зависимости от характера и степени инсульта.
  • 2
    Инфекционное поражение.
    Проводится этиотропная терапия (антибактериальная, противовирусная) в соответствии с возбудителем инфекции.
  • 3
    Объёмные образования.
    Пациент направляется на консультацию к нейрохирургу с целью решения вопроса об их удалении.
2. Реабилитационная терапия:
  • 1
    Логопедические занятия.
    При моторной афазии сначала важно снять «тормозной блок» и растормозить речь, т. е. стимулировать человека начать произносить хоть какие-то звуки и слова с помощью разных заданий. Например, сидя перед зеркалом рядом с логопедом, пациент должен наблюдать за его артикуляцией и пытаться воспроизводить её. Если пациент начал общаться с другими людьми, даже если его речь грамматически и фонетически неправильная, то можно считать, что главная трудность преодолена.

    Занятия направлены на нормализацию работы моторной программы высказывания. Они помогают преодолевать трудности артикуляционного переключения, предупреждают аграмматизмы. Такие занятия восстанавливают звуко-буквенный анализ.

    Например, чтобы восполнить словарный запас, пациенту показывают картинки с изображением предметов и действий, затем просят правильно сопоставить эти картинки с названиями.

    Чтобы человек научился различать слова на слух, ему показывают предмет на картинке или дают его в руки и медленно произносят название этого предмета. Очень важно, чтобы при этом человек с афазией наблюдал за артикуляцией логопеда.

    Реабилитационная работа проводится поэтапно в соответствии с тяжестью речевого дефекта.
  • 2
    Фармакотерапия направлена на ускорение восстановления функции центра Брока.
    Улучшает метаболизма нейронов центра Брока. В лечении используются:
    • Вазоактивные препараты.
    • Нейропротекторы.
    • Витаминные препараты.
    • Аминокислотные препараты.
    • Ноотропные препараты.
Немаловажное значение имеет психотерапевтическая поддержка пациента.

При успешной терапии основного заболевания, упорных логопедических занятиях наблюдается постепенное восстановление речевой функции. Для преодоления дисграфии и дислексии требуются специальные дополнительные занятия. В случае дегенеративной патологии или опухолевого процесса прогноз сомнительный.

Важно помнить, что лечение и реабилитация эфферентной моторной афазии — это длительный и многогранный процесс, требующий комплексного подхода и тесного сотрудничества между врачами разных специальностей, пациентом и его семьей.

Прогноз зависит от причины афазии, ее степени и индивидуальных характеристик пациента. В некоторых случаях полное восстановление речи возможно, но часто речь остается замедленной и не полностью восстанавливается.

Эфферентная моторная афазия — это серьезное расстройство, но с правильным лечением и реабилитацией многие пациенты могут значительно улучшить свои речевые способности. Раннее выявление и лечение афазии улучшают прогноз.

Если вы или ваши близкие столкнулись с проблемами с речью, не откладывайте посещение врача. Раннее обращение к специалисту повышает шансы на успешную реабилитацию.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?