В этой статье мы расскажем, что такое ОНР 3 уровня, какие причины и признаки характерны для этого нарушения речи у детей. Вы узнаете, как проходит диагностика и коррекционная работа при ОНР третьего уровня.
Светлана Андреевна
Автор статьи
Введение в тему ОНР 3 уровня
Общее недоразвитие речи (ОНР) — это нарушение формирования всех компонентов речевой системы: лексико-грамматического строя, фонетико-фонематических процессов и связной речи. ОНР 3 уровня представляет собой умеренное недоразвитие речи, при котором у ребенка имеется развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
По данным исследований, ОНР 3 уровня диагностируется примерно у 20–25% детей с речевыми патологиями. Этот уровень характеризуется наличием развернутой фразовой речи с аграмматизмами, нарушениями слоговой структуры слов, недостатками звукопроизношения и фонематического восприятия. Диагностируется обычно в возрасте 4–5 лет.
В отличие от более тяжелых форм ОНР (1 и 2 уровней), при которых у ребенка преобладает жестовая или аморфная речь, при третьем уровне малыш активно пользуется развернутыми предложениями. Однако его речь изобилует ошибками и грамматическими нарушениями.
Причины ОНР 3 уровня
Возникновение патологий речевого развития связано как с биологическими факторами, так и с неблагоприятными социальными условиями.
Биологические факторы
1
Перинатальные поражения центральной нервной системы — акушерский травматизм, гипоксия, инфекции у новорожденных.
2
Черепно-мозговые травмы в раннем возрасте.
3
Нейроинфекции, менингиты, энцефалиты на первом году жизни.
Любые подобные вредоносные воздействия на головной мозг нарушают формирование и функционирование речевых зон коры, базальных ганглиев, проводящих путей, что негативно сказывается на становлении речевых навыков.
Например, роды с применением акушерских щипцов могут привести к родовой травме и кровоизлиянию в мозг ребенка. Внутриутробная гипоксия плода, тяжелые асфиксии в родах способны повредить нейроны речевых зон мозга. Менингиты и энцефалопатии новорожденных также грозят недоразвитием речи.
Социальные причины
1
Педагогическая запущенность — дефицит общения и недостаточная стимуляция речевого развития в раннем возрасте.
2
Неблагоприятная обстановка в семье — конфликты, стрессы, депривация.
3
Билингвизм и неправильная речевая среда из-за дефектов речи окружающих.
Родители нередко игнорируют первые признаки отставания в речевом развитии малыша. А ведь чем раньше начата работа по коррекции, тем более высоки шансы на благоприятный исход!
Социальные факторы не вызывают органических изменений в мозге, но если ребенок лишен полноценного речевого окружения и общения на ранних этапах развития, это существенно тормозит становление речевых навыков.
Диагностика ОНР 3 уровня
Прежде чем приступить к логопедической диагностике ОНР, необходимо медицинское обследование для исключения грубой органической патологии центральной нервной системы:
1
консультация педиатра, невролога, ЛОР-врача;
2
рентгенография черепа, МРТ/КТ головного мозга.
Далее очень важно нейропсихологическое обследование, включающее проверку:
1
зрительного и слухового внимания и памяти;
2
зрительно-пространственных и моторных навыков;
3
когнитивных функций — мышления, восприятия, ориентировки.
И только после этого можно приступить к логопедическому обследованию, которое состоит из трех этапов:
1
Обследование лексико-грамматического строя:
Исследование активного словаря по лексическим темам.
Понимание обобщающих понятий («Мебель», «Овощи» и др.).
Умение образовывать новые слова, употреблять антонимы и синонимы.
Составление фразы по картинке, опорным словам.
Согласование слов в предложении, словоизменение.
2
Фонетико-фонематическое обследование:
Состояние звукопроизношения — характер нарушений (замены, искажения, пропуски).
Повторение слогов со сложной структурой.
Выделение первого и последнего звуков в словах.
Определение места звука в слове.
3
Исследование связной речи:
Пересказ коротких текстов.
Составление рассказа по серии сюжетных картин.
Какие проблемы можно обнаружить при обследовании ребенка с ОНР 3 уровня?
1
Бедный словарный запас, затруднение в понимании обобщающих понятий.
2
Ошибки в употреблении грамматических категорий — неправильные падежные окончания, рода, числа у существительных, глагольных форм.
3
Нарушения слоговой структуры слов — пропуски, перестановки слогов и звуков.
После диагностики для детей с ОНР третьего уровня составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа. Ее основные цели:
1
формирование лексико-грамматических средств языка;
2
развитие самостоятельной развернутой фразовой речи;
3
подготовка к овладению грамотой и письмом.
Оптимальными условиями для проведения такой работы являются логопедические группы в детском саду с ежедневными фронтальными, подгрупповыми и индивидуальными занятиями. Длительность коррекционного курса составляет обычно 2–3 года.
Основные направления логопедической работы при ОНР 3 уровня:
1
Развитие словарного запаса:
Уточнение названий предметов, их частей, признаков.
Введение в речь антонимов, синонимов, обобщающих понятий.
Обогащение лексики по темам «Профессии», «Животный и растительный мир», «Город» и др.
Пример упражнения: «Посмотри на картинку и скажи, какого цвета листья у дерева? А теперь назови слово, противоположное по значению к “белый” ».
2
Формирование грамматического строя речи:
Согласование частей речи в роде, числе, падеже.
Работа над употреблением сложных предлогов (ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА и др.) и приставок.
Развитие структуры предложения — умения строить простые и сложные синтаксические конструкции.
Пример: «Скажи, где лежит мяч? (ПОД столом). Скажи, откуда я достану мяч? (ИЗ-ПОД стола)».
3
Развитие связной монологической и диалогической речи:
Пересказ текстов с использованием серии сюжетных картин, опорных вопросов.
Составление описательных рассказов об игрушках, предметах окружающего мира.
Ведение диалога по заданной ситуации, активизация навыков речевого общения.
Техника обучения пересказу: логопед задает наводящие вопросы по картинкам, ребенок отвечает, а затем получает задание составить связный рассказ, распространив предложения.
4
Коррекция звукопроизношения:
Артикуляционная гимнастика для тренировки мышц речевого аппарата.
Постановка правильной артикуляции нарушенных звуков при помощи специальных логопедических методик.
Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, скороговорках.
5
Преодоление недостатков фонематических процессов:
Различение звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
Формирование навыков звукового анализа и синтеза.
Развитие фонематических представлений.
Пример упражнения: «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Ш] в слове». Логопед называет ряд слов, ребенок должен хлопнуть при звуке [Ш].
6
Подготовка к обучению грамоте:
Знакомство со звуковым и слоговым составом слова.
Формирование способности к слогоделению и складыванию слов из букв.
Упражнения на анализ и синтез прямых и обратных слогов.
Пример задания: «Возьми необходимые фишки и выложи звуки в слове "Слон" на доске».
Важно понимать, что своевременная и регулярная коррекционная работа является залогом успеха в преодолении ОНР 3 уровня. Ключевую роль играет также тесное взаимодействие логопеда и семьи ребенка.
Прогноз и профилактика
Если начать логопедическую коррекцию ОНР 3 уровня в 4–5 лет, то при систематических занятиях прогноз достаточно благоприятный. К 6–7 годам большинство детей способны полностью преодолеть эту форму речевой патологии и успешно овладеть навыками письма и чтения.
Однако если оставить нарушение без внимания, к школьному возрасту высок риск стойких трудностей в обучении чтению и письму в виде дисграфии, дизорфографии и дислексии. Кроме того, у таких детей может наблюдаться низкая успеваемость по всем предметам, бедный словарный запас, недостаточное понимание учебного материала.
Потому так важно своевременно обратиться за консультацией логопеда при первых признаках отставания речевого развития у малыша. Оптимальный возраст первичного осмотра ребенка специалистом — 2,5–3 года.
Что касается профилактики ОНР, то ключевую роль играют:
1
Здоровая беременность и роды для исключения перинатальных поражений мозга.
2
Сохранение здоровья новорожденного — своевременное лечение травм, инфекций.
3
Благоприятная психологическая обстановка в семье, полноценное эмоциональное общение с ребенком.
4
Правильная речевая среда — следить за качеством собственной речи при общении с малышом.
5
Стимуляция речевого развития с первых месяцев жизни — читать книги, играть в речевые игры, заниматься развитием мелкой моторики рук.
Не игнорируйте первые тревожные сигналы! Чем раньше вы обратитесь к логопеду, тем больше шансов предотвратить формирование стойких речевых нарушений у ребенка.
Подведем итоги
ОНР 3 уровня представляет собой умеренное, но требующее серьезного вмешательства логопеда речевое нарушение. Далеко не всегда при своевременном обращении к специалистам и регулярной коррекционной работе удается полностью преодолеть его.
Однако только систематическое логопедическое воздействие в дошкольном возрасте способно максимально скорректировать патологию речевого развития у малыша.
Своевременная и правильно организованная логопедическая помощь — залог того, что к началу школьного обучения ребенок полностью компенсирует имеющиеся речевые трудности и будет свободно овладевать навыками письма и чтения.
Потому так важно внимательно следить за речевым развитием малыша с самого рождения и своевременно реагировать на любые отклонения. Не стоит ждать, пока проблемы достигнут критической стадии — лучше обратиться за консультацией к логопеду при первых же сомнениях.
Помните, что ранняя диагностика и вмешательство специалистов открывают для детей с ОНР 3 уровня широкие перспективы! Будьте внимательны к речевому развитию своих малышей и ответственно подходите к этому вопросу. Логопеды всегда готовы прийти на помощь и подсказать правильное решение.
Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!
Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.