Дифференциация звуков Ж-З

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Правильная постановка звуков помогает улучшить фонематическое восприятие и речь в целом. В этой статье мы рассмотрим этапы освоения их произношения и основные упражнения, используемые для различия З и Ж.

Дарья Константиновна

Автор статьи

Содержание статьи

Что такое дифференциация

Дифференциация в логопедии — это процесс различия и правильного произношения близких по звучанию фонем. Этот навык особенно важен для детей, так как позволяет им четко различать слова и улучшать свою речь. Логопеды активно работают над постановкой звуков, правильной их артикуляции, чтобы помочь малышам справиться с проблемами произношения и развить фонематическое восприятие.

Дифференциация требует систематической работы и использования специальных упражнений и методик. Логопедические занятия помогают детям научиться различать их на слух, правильно произносить в словах и предложениях.

Основные этапы постановки звуков З и Ж

  • 1
    Подготовка артикуляционного аппарата
    Первый этап в правильном произношении и различии З и Ж включает подготовку артикуляционного аппарата. Важно развить гибкость и силу мышц губ, языка, щек для правильного произношения. Для этого используются специальные артикуляционные упражнения.
  • 2
    Обучение правильному произношению.
    На этом этапе детей учат правильной артикуляции З и Ж. Логопед показывает, как правильно ставить язык, губы и зубы при произношении. Дети повторяют за педагогом, что помогает закрепить процесс​.
  • 3
    Развитие фонематического слуха
    Развитие фонематического слуха является важной частью различия фонем. Дети должны научиться различать, понимать, что произносится, и правильно воспроизводить звук в словах и предложениях. Для этого используются разнообразные аудиоупражнения и игры​.
  • 4
    Упражнения для дифференциации звуков в слогах и словах
    Следующий этап включает занятия на различие фонем в слогах и словах. Дети произносят слоги и слова, содержащие З и Ж, и учатся их различать. Например, произносятся слоги «за», «жа», «зо», «жо» и так далее.
  • 5
    Дифференциация звуков в предложениях и текстах
    После того как вы победили слоги и слова, следующим шагом является узнавание нужных звуков в предложениях и текстах. Дети учатся произносить и различать З и Ж в связной речи. Для этого используются простые предложения и тексты, которые дети читают и пересказывают.

Что используется при дифференциации

Помимо академической рутины, когда занятия проводятся за столом, логопеды активно внедряют в процесс обучения творчество и игровой подход.

Игры и творческие задания являются важным элементом в процессе дифференциации. Логопеды используют разнообразные игры, которые развивают не только восприятие, но и реакцию, понимание их в словах и речи. Например, в процессе занятия берут мячик и кидают его, произнеся слово или слог. Если в нем есть какой-то из звуков, то нужно поймать игрушку, если нет — отбить.

Пройдите бесплатный пробный урок

Расскажем как проходят занятия, рассчитаем сроки и индивидуальный план занятий с логопедом

Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных

Упражнения на дифференциацию звуков З-Ж

Мы собрали несколько типов упражнений, которые помогают как логопедам, так и родителям для лучшего понимания и произношения, начиная от начальных этапов дифференциации.

1. Артикуляционные упражнения

Упражнение «Хоботок»

Ребенок вытягивает губы вперед, имитируя хоботок слона. Это помогает развивать мышцы губ и улучшает артикуляцию звука Ж.

Упражнение «Улыбка»

Ребенок растягивает губы в широкой улыбке, оголяя зубы.

2. Слоговые игры и упражнения

Игра «Произнеси слог»

Попросите произнести различные слоги, такие как «за», «жа», «зо», «жо».

Игра «Составь слог»

Покажите ребенку карточки с буквами. Назовите слог. Пусть он составит его из карточек.

3. Дифференциация звуков в словах и предложениях

Игра «Корзинки»

Возьмите две корзинки либо другие емкости, куда можно положить карточки. Укажите, в какой из них будут картинки со З, а в какой — Ж. Попросите переместить изображения в нужные корзинки.

Упражнение «Замени звук»

Попросите заменить «З» на «Ж» в словах, и наоборот.

Лозы – Ложи, Розы – Рожи.

4. Скороговорки

Скороговорка «Звонок и жучок»

Отработайте произношение с учеником: звенит звонок, жужжит жучок. Жужжат-звенят, звенят-жужжат.

5. Развитие связной речи

Упражнение «Составь предложение»

Нужно составить предложения из предложенных слов. Пример: "У нас есть собака Жучка. Жучка сторожит двор. Во двор забежал ежик. Жучка залаяла на ежа. И ежик убежал."

Эти упражнения помогут детям научиться различать, произносить звуки З и Ж, улучшая их фонематическое восприятие и общую речевую компетенцию.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.
Похожие статьи
Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?