Обратите внимание на то, как говорит ваш ребенок, потому что речевое развитие детей шести лет имеет определенные стандарты. После пяти лет лексикон ребенка быстро увеличивается. В этот период времени его непроизвольная память достигает пика своего развития. Слова запоминаются как бы самостоятельно: стоит ребенку единожды услышать какое-либо слово, как оно легко входит в его активный словарный запас.
Словарный запас ребёнка растет стремительно. В речи появляются собирательные существительные – обозначающие совокупность однородных
предметов или живых существ как неделимое целое (листва, дубняк, осинник, детвора, бельё и т.д.). Прилагательные, обозначающие состав, состояние предметов (деревянный, замёрзший и т.д.), а также отвлечённые, абстрактные понятия (добрый, душевный).
Запас слов, ребенка этого возраста должен составлять от 3500 слов. Объем словаря у детей формируется к 6-7-летнему возрасту. Он в основном расширяется за счет семейного общения, взаимодействия с родителями и близкими. В нормальных условиях активный словарный запас ребенка 6-7 лет включает от 3500 до 7000 лексических единиц. Они легко отличают предметы со схожими функциями или звучанием и знают, из чего эти предметы состоят. У них есть представления о сезонных изменениях в природе, процессе выращивания овощей и фруктов, различных лесных ягодах и грибах. Им также знакомы хищные и травоядные животные, домашние и дикие животные.
В этом возрасте дети отлично справляются с глаголами, не путают схожие действия и понимают их различия. Они так же умеют не только создавать множественное число существительных, но также уменьшительно-ласкательные и увеличительные формы слов. Также они могут свободно подбирать антонимы и синонимы к словам. Стоит подчеркнуть, что к окончанию дошкольного этапа дети корректно произносят длинные слова и могут излагать события своей жизни, описывать игрушки, сочинять истории по картинкам, пересказывать известные сказки. Как правило, к этому моменту у детей хорошо сформирована фразовая речь, обладающая фонетической, лексической и грамматической правильностью. Также они обладают навыками как монологической, так и диалогической речи.
Если родители уделяют должное внимание речевому развитию своего ребенка в этом возрасте, то к шести годам она становится практически такой же, как у взрослых. Уровень речевого развития в значительной степени определяет успешность освоения чтения и письма в начальной школе. Если ребенок дошкольного возраста имеет привычку искажать звуки и слоги в своей устной речи, он, скорее всего, будет делать то же самое при письме и чтении. Бедный словарный запас и неразвитые навыки связной речи через некоторое время начнут мешать ребенку в школе, когда ему придется пересказывать текст учебника или объяснять, как он получил решение задачи.