Развитие речи у детей в возрасте шести лет

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома», мы учим говорить грамотно, а также оказываем комплексную помощь в коррекции речи детей в возрасте пяти лет.
Иллюстрация: Команда «Логопедии дома»
Команда Логопедия Дома собрала для вас полезную информацию, учитывая значимость речевой коммуникации в общественной жизни и в контексте развития общества. Наши специалисты понимают, насколько важно речевое развитие, и готовы оказать помощь, для успешного формирования личности. Важно понимать, что человек не умеет коммуницировать от рождения, и детям придется пройти трудный путь речевого становления. Маленький человек сталкивается со сложной и важной задачей - научиться правильно и понятно выражать свои мысли. Ребенку предстоит самостоятельно освоить все многообразие и богатство русского языка.


Развитие речевых навыков у ребенка является фундаментальным для его будущих достижений и благополучия. Качественно развитая речь способствует лучшему осознанию окружающего мира, умению общаться с другими людьми и выражать свои мысли и эмоции.

Светлана Андреевна

Автор статьи

Содержание статьи

Норма развития речи в 6 лет

Обратите внимание на то, как говорит ваш ребенок, потому что речевое развитие детей шести лет имеет определенные стандарты. После пяти лет лексикон ребенка быстро увеличивается. В этот период времени его непроизвольная память достигает пика своего развития. Слова запоминаются как бы самостоятельно: стоит ребенку единожды услышать какое-либо слово, как оно легко входит в его активный словарный запас.

Словарный запас ребёнка растет стремительно. В речи появляются собирательные существительные – обозначающие совокупность однородных
предметов или живых существ как неделимое целое (листва, дубняк, осинник, детвора, бельё и т.д.). Прилагательные, обозначающие состав, состояние предметов (деревянный, замёрзший и т.д.), а также отвлечённые, абстрактные понятия (добрый, душевный).

Запас слов, ребенка этого возраста должен составлять от 3500 слов. Объем словаря у детей формируется к 6-7-летнему возрасту. Он в основном расширяется за счет семейного общения, взаимодействия с родителями и близкими. В нормальных условиях активный словарный запас ребенка 6-7 лет включает от 3500 до 7000 лексических единиц. Они легко отличают предметы со схожими функциями или звучанием и знают, из чего эти предметы состоят. У них есть представления о сезонных изменениях в природе, процессе выращивания овощей и фруктов, различных лесных ягодах и грибах. Им также знакомы хищные и травоядные животные, домашние и дикие животные.

В этом возрасте дети отлично справляются с глаголами, не путают схожие действия и понимают их различия. Они так же умеют не только создавать множественное число существительных, но также уменьшительно-ласкательные и увеличительные формы слов. Также они могут свободно подбирать антонимы и синонимы к словам. Стоит подчеркнуть, что к окончанию дошкольного этапа дети корректно произносят длинные слова и могут излагать события своей жизни, описывать игрушки, сочинять истории по картинкам, пересказывать известные сказки. Как правило, к этому моменту у детей хорошо сформирована фразовая речь, обладающая фонетической, лексической и грамматической правильностью. Также они обладают навыками как монологической, так и диалогической речи.

Если родители уделяют должное внимание речевому развитию своего ребенка в этом возрасте, то к шести годам она становится практически такой же, как у взрослых. Уровень речевого развития в значительной степени определяет успешность освоения чтения и письма в начальной школе. Если ребенок дошкольного возраста имеет привычку искажать звуки и слоги в своей устной речи, он, скорее всего, будет делать то же самое при письме и чтении. Бедный словарный запас и неразвитые навыки связной речи через некоторое время начнут мешать ребенку в школе, когда ему придется пересказывать текст учебника или объяснять, как он получил решение задачи.

Прекрасная сама по себе детская речь имеет, кроме того, научную ценность, так как, исследуя ее, мы тем самым открываем причудливые закономерности детского мышления
К. И. Чуковский, русский и советский поэт, публицист, литературный критик, переводчик и литературовед, детский писатель, журналист.
Мы отмечаем следующие особенности речевого развития детей в возрасте шести лет:

Словарный запас

Шестилетние дети обладают активным словарным запасом около 3500 слов. Они хорошо понимают значение таких обобщающих понятий, как птицы, дикие и домашние животные, насекомые, деревья. Детский лексикон охватывает множество областей, и их познания не ограничиваются повседневными предметами окружения, но распространяются и на весьма отвлеченные понятия.

Грамматика родного языка

Если задать вопрос на знакомую тему шестилетнему ребенку, он сможет дать на него полный и развернутый ответ. В своей повседневной речи дети используют простые фразы, которые становятся все более сложными и разнообразными по мере их взросления. Большинство слов в этих предложениях используются и склоняются правильно. Дети 6 лет правильно изменяют и согласовывают слова в предложении, могут создавать трудные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов.

Звукообразование

Речевой аппарат ребенка шести лет обычно уже полностью развит, и если отсутствуют отклонения в его строении (например, короткая подъязычная уздечка, высокое небо или нарушения прикуса), большинство звуков обычно произносятся правильно. Однако в этом возрасте все еще могут возникать определенные дефекты произношения, такие как:

  • 1
    неправильное произношение, замена или пропуск звука [л] («молоко» - «маяко», «ёлка» - «ёука», «колодец» - «ководец»);
  • 2
    замена звука [р] на звуки [л] или его полное отсутствие, искаженное произнесение («лодка» - «йёдка», «рыба» - «лыба», «баран» - «баан»);
Шестилетние дети способны самостоятельно обнаруживать определенные речевые дефекты, как у себя, так и окружающих. Некоторые специалисты полагают, что звуки, отсутствующие в речи ребенка в возрасте пяти-пяти с половиной лет, вряд ли возникнут самостоятельно. Если вы замечаете неправильное произношение или отсутствующие звуки в речи своих детей.

Невозможно точно определить общий уровень развития связной речи у детей шести лет. Этот уровень может значительно варьироваться. От хорошо развитой, насыщенной эпитетами и использующей различные выразительные средства речи ребенка. До скудного и однообразного выражения мыслей дошкольника, с которым не работали над развитием речи.

В этом возрасте дети уже могут составить рассказ по картинке, передать содержание прочитанной им художественной литературы, поделиться впечатлениями о путешествии, посещении театра или музея, увиденном мультфильме или совместной игре с друзьями. Они начинают сознательно подбирать наиболее яркие, точные и соответствующие по смыслу слова для передачи своих мыслей.

Все родители хотят, чтобы их дети говорили правильно, поскольку это является основой для их личностного развития. Часто родители обращают особое внимание на речевое развитие ребенка, читают совместно книги, выполняют задания и упражнения на развитие (Рисунок 1).
Дети с нарушениями речи могут испытывать трудности в установлении контакта с другими детьми и взрослыми. Они часто проявляют гиперреактивность и агрессивное поведение, что делает их взаимодействие со сверстниками и окружающими сложным.
Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.

Возможные причины нарушений речи

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи разнообразны и могут проявляться в виде неправильного произношения, грамматических ошибок, бедности словарного запаса, а также нарушения темпа и связности речи.

Мы бы хотели остановиться на нескольких видах речевых нарушений.

Дислалия (косноязычие)

Одно из наиболее распространенных нарушений речевой функции у детей всех возрастов , невозможность произнесения определенных звуков. Различные дефекты звукопроизношения у лиц с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата. Даже при сохраненной способности говорить определенные сочетания звуков могут быть проблематичны. При этом лексика и другие формальные аспекты правильной речи остаются неизменными.

Причин много, развивается преимущественно в результате недоразвития речевого аппарата.
Иногда эти дефекты не очевидны даже для врачей и могут быть выявлены только при тщательном анализе. Другие же являются очевидными. Но стоит отметить, что причинами отклонений в вербальном развитии могут быть не только физиологические факторы, но и социальные условия, которые оказывают влияние на ребенка.

Моторная алалия

Это нарушение, при котором ребенок испытывает трудности в формировании и воспроизведении речи. При этом отмечаются нарушения мыслительных процессов, предваряющих формирование активного высказывания. Задержка развития речи обычно не влияет на понимание речи других людей у ребенка.

Симптомы моторной алалии могут включать задержку речевого развития, трудности в произнесении слов и фраз, проблемы с пониманием и другие коммуникативные навыки. Лечение моторной алалии может включать логопедическую терапию, обучение родителей и использование специальных методов обучения. Дальнейшие выбор логопедом методических разработок, зависят от степени тяжести нарушения и возраста ребенка.

Сенсорная алалия

Для нее характерны нарушения, при которых ребенок не может воспринимать и понимать звуки. Специалисты указывают на проблемы со звуковым анализом, когда нет связи между звуковыми комплексами и объектом, который они представляют. Иными словами, ребенок слышит, но не понимают. Симптомы сенсорной алалии включают затруднения в понимании речи, проблемы с обработкой звуковой информации и трудности в общении с другими людьми. Лечение сенсорной алалии включает использование слуховых аппаратов, логопедическую терапию и обучение родителей. Успех лечения зависит от тяжести нарушения и начала терапии. Алалия смешанного типа ставит перед ребенком сложности как с осмыслением, так и с выражением словами.

Дизартрия

Одно из ключевых нарушений детской речи. Оно возникает из-за нарушений в работе нервной системы. А также с некоторыми заболеваниями, одним наиболее распространенным является - церебральный паралич. При дизартрии человек может иметь проблемы с произношением слов, фраз и звуков. Это может происходить из-за проблем с координацией мышц, участвующих в речи. Лечение дизартрии может включать работу с логопедом, использование специальных методик и упражнений для улучшения речи. Успех лечения зависит от степени тяжести дизартрии и индивидуальных особенностей пациента.

Как помочь ребенку?

Время, необходимое для исправления речевых нарушений, зависит от степени их тяжести. Этот процесс может занять от 3 месяцев до 3-5-10 лет. Родителям важно вовремя заметить проблемы речевого характера у своего ребенка и обратиться за помощью к специалистам, чтобы начать коррекционную работу как можно раньше. Наши логопеды перед занятиями обязательно проводят бесплатную 30-минутную диагностику.

Выявляют все дефекты и составляют план занятий. Прогресс гарантируем!

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?