• /
  • /

Как научить ребенка выговаривать звук «р»: эффективные способы

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» – мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Иллюстрация: Команда «Логопедии дома»
В этой статье мы рассмотрим, как быстро научить ребенка говорить «р» в домашних условиях.

Дарья Константиновна

Автор статьи

Содержание статьи

В каком возрасте ребенок должен уметь выговаривать букву «р»

У детей в возрасте до пяти лет может возникнуть трудность с произношением буквы «р». Это связано с особенностями развития речи в этом возрасте. Произношение звука «р» требует двигательного контроля и координации артикуляционных органов. У детей эти навыки еще недостаточно развиты, что приводит к затруднениям с произношением данного звука.

В среднем, ребенок должен начать правильно произносить звук «р» примерно к 5 годам. Однако каждый ребенок индивидуален, и время, когда он начнет произносить правильный звук, может отличаться у разных детей.

Важно помнить, что обычно эти трудности сглаживаются с течением времени без необходимости медицинского вмешательства.

Причины неправильного произношения

Причин , почему дети неправильно выговаривают букву «р» может быть несколько.
  • 1
    Нарушение фонематического слуха
    Фонематический слух – это способность различать и анализировать звуковую структуру речи, то есть способность собрать из звуков слово и, наоборот, разобрать готовое слово на звуки. Если у ребенка недостаточно развит фонематический слух, он будет испытывать трудности с различением звуков и их последовательностей, что приводит к ошибкам в произношении. Например, ребенок может заменять звук «р» на другие звуки из-за недостаточного различения между ними. Фонематический слух формируется у детей, начиная с первых месяцев жизни, и продолжается в течение раннего детства. Важно обращать внимание на разнообразие речевых активностей и игр, которые помогают развивать фонематический слух у детей.
  • 2
    Глубокий прикус
    Это ситуация, при которой верхние зубы сильно перекрывают нижние. Это приводит к тому, что язык ребенка просто не сможет вытянуться к небу, чтобы произносить правильно некоторые звуки.
  • 3
    Короткая подъязычная связка
    Подъязычная связка или уздечка – это полоска ткани, соединяющая язык с дном полости рта. Если у ребенка короткая подъязычная связка, это может ограничить движение языка и затруднить формирование некоторых звуков, включая звук «р». Если ребенок не может сосать молоко из-за этой проблемы, то в роддоме ему могут подрезать уздечку. В более позднем возрасте ее можно вытянуть при помощи специальных упражнений.
  • 4
    Дизартрия
    Это речевое нарушение в контроле движений артикуляционных органов, что приводит к нечеткому произношению речи. Это может быть вызвано различными причинами, включая неврологические или моторные расстройства, травмы головы или нарушения развития.
  • 5
    Диспраксия
    Речевое нарушение, которое характеризуется трудностями в планировании и выполнении артикуляционных движений, необходимых для произнесения слов. Диспраксия может приводить к затруднениям с тем, чтобы выговаривать сложные звуки, звукосочетания или слова, а также к нарушениям ритма и интонации речи.
Все эти факторы могут вносить свой вклад в появление трудностей в произношении звука «р» у детей и могут потребовать коррекции логопедом, а в некоторых случаях вмешательства стоматолога или дефектолога.

Как образуется неправильный звук «р»

  • 1
    Горловой «р»
    При горловом произношении звука «р».звук образуется в глотке вместо передней части рта. Это может происходить из-за неправильной координации артикуляционных органов или недостаточного контроля над языком. В результате ребенок произносит этот звук как во французском или немецком языках.
  • 2
    Носовой «р»
    При боковом произношении не происходит вибрации кончика языка, потому что к верхним зубам прижат только один его край. Воздух выходит сбоку и в результате звук похож на невнятное «рль».
  • 3
    Замена звука
    Ребенок заменяет звук на любые другие, иногда самые неожиданные звуки. В этом случае «рыба» может звучать как «лыба», «выба», «гыба» и даже «яыба».
  • 4
    Одноударное «р»
    При одноударном произношении звука «р» он звучит как одиночный удар, а не вибрация. Вместо произношения раскатистого твердого «р» получается английское слабое «r».
  • 5
    Кучерское «р»
    В этом случае его произносят больше губами и это похоже на кучерское «тпру».
  • 6
    Пропущенное «р»
    Ребенок просто избегает трудностей и пропускает этот звук во всех словах. Он говорит «катошка» вместо «картошка», «ома» вместо «Рома», «ыба» вместо «рыба».
Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.

Способы постановки звука «р»

Если по каким-то причинам, вы не можете пойти к логопеду, можно быстро научить ребенка говорить звук «р» дома.

Для начала запаситесь терпением. Помните, каковы бы ни были причины отсутствия звука «р» в речи ребенка, решить вопрос за пару дней вы не сможете. Но, выполняя упражнения, сможете подтянуть слабые места и подтолкнуть ребенка, если он уже готов к произнесению этого звука.

Предлагаем вам поэтапное формирование звука «р» с включением артикуляционной гимнастики.

Первый этап

Первое, чему необходимо уделить внимание – это речевое дыхание. В отличие от обычного дыхания в покое, речевое дыхание обеспечивает необходимое давление и поток воздуха для правильного формирования звуков и слов в речи.

Речевое дыхание обычно осуществляется за счет движения диафрагмы, большой дыхательной мышцы, которая отделяет грудную полость от брюшной полости.

В речевом дыхании важно поддерживать определенное давление воздуха для правильного произношения звуков. Слишком слабое давление приводит к нечеткому произношению или гаснущему звуку, а слишком сильное давление вызывает излишнюю напряженность и напряжение в голосовых связках.

Речевое дыхание также включает контроль продолжительности выдоха. Речевой выдох может изменяться в зависимости от типа звука, интонации или длительности произносимого слова или фразы.

Речевое дыхание тесно согласовано с движениями артикуляционных органов, таких как язык, губы и гортань, для формирования звуков и слов.
Научите малыша формировать воздушную струю. Для этого возьмите кусочек ватки и попросите ребенка сделать из языка желобок и положить язык на нижнюю губу. В этом положении нужно сильно подуть, чтобы воздух проходил по желобку, а ватка взлетела.

Второй этап

Нужно, чтобы ребенок ориентировался во рту и умел владеть языком. Чтобы малыш четко понял, где находятся альвеолы, которые помогают формировать звук «р», смажьте бугорки за верхними передними зубами медом или вареньем. Пусть ребенок кончиком языка слижет вкусненькое.

Научите ребенка качать язык «на качелях», больших и маленьких. Для «больших качелей» нужно открыть рот, высунуть язык и поочередно дотрагиваться им до верхней и нижней губы. «Маленькие качели» заставляют язык поочередно дотрагиваться до мест внутри рта за верхними и нижними зубами.

Артикуляционная гимнастика

Вот несколько упражнений, которые помогут научить ребенка звуку «р».
  • 1
    Лошадка
    Необходимо цокать языком, прижимая его к верхнему нёбу, издавая звук гарцующей лошади.
  • 2
    Грибочек
    Нужно плотно прижать язык к верхнему нёбу, растягивая уздечку, и удерживать его в таком положении 10-15 секунд.
  • 3
    Гармошка
    Положение языка как при грибочке, но теперь нужно открывать и закрывать рот, удерживая язык прилепленным к нёбу.
  • 4
    Барабан
    Нужно растянуть губы в улыбке, как при произнесении звука «ы», а потом притрагиваться кончиком языка к задней поверхности верхних зубов, произнося звук «д». Сначала медленно, а потом ускоряясь.
  • 5
    Комарик
    Прижать кончик языка к альвеолам и пропускать между языком и небом струю воздуха, подключая голос. Получится звук зудящего комара.
  • 6
    Моторчик
    Выполняя упражнение «Комарик» или «Барабан», нужно указательным пальцем или ватной палочкой проводить туда и сюда под языком. Если все выполняется правильно, вы услышите первые звуки, похожие на «р». А главное, сам ребенок почувствует правильную постановку языка.

Способы постановки звука «р»

Существует три основных способа: подражание, механический способ и постановка от другого звука.
  • 1
    Подражание основано на том, что внимание ребенка фиксируется на движении языка, положении, артикуляции при помощи слухового контроля.
  • 2
    Механический реализуется при помощи шпателей и логопедических зондов, когда логопед помогает ребенку поставить звук.
  • 3
    Поставить звук «р» можно, отталкиваясь от звуков «д», «ж», «з», «с».
  • 1
    При произнесении звука «ж» нужно лопаткой отодвинуть язык ребенка вглубь рта. При этом образуется короткий «р».
  • 2
    Ребенок произносит «з» и сильно дует на язык. Образуется одноударный «р».
  • 3
    Ребенок тянет звук «с», затем вдыхает, прижимает язык к альвеолам и образуется короткий «р».
  • 4
    Ребенок быстро произносит «д-д-д-д», потом, помогая себе пальцем, проводит им под языком и получается вибрация. Закреплять звук необходимо отработкой слогов «дра-дро-дру-дрэ-дры» и повторением слов, начинающихся с др и тр.

Закрепление результата

Когда звук сформировался, нужно обязательно закрепить автоматизацию произношения. Для этого в течение двух месяцев нужно ежедневно проводить короткую разминку.
  • 1
    Несколько раз произносим четко звук «р»
  • 2
    Произносим скороговорки типа «ра, ра, ра, теплая нора», «ру, ру, ру, гуляем мы в бору»
  • 3
    Произносим слова, которые начинаются на «р», «тр» или «др»: рама, дрова, трава, дрон, дрель, рыба, робот, третий
  • 4
    Произносим слова со звуком «р» в середине или в конце: ковер, забор, корова, корень, крыша, корка
  • 5
    Произносим стихи и скороговорки со звуком «р», стараясь произнести это звук как можно четче
Например:

Если тигренок «ррр» говорит,
«Ррр» говорит, «ррр» говорит,
Это не значит, совсем еще не значит,
Что тигр обижен или сердит.

Последовательность, соблюдение техники, регулярность и игровой подход помогут вам в короткий срок научить ребенка выговаривать «р».

Когда стоит отвести ребенка к логопеду

Если ребенок не начинает правильно произносить звук «р» к 5-6 годам, это может быть поводом для обеспокоенности и обращения к логопеду.

Вот несколько признаков, которые могут указывать на необходимость консультации с логопедом:
  • 1
    Если звук «р» не появился к 6 годам.
  • 2
    Если звук «р» сформировался неправильно, например, он грассирующий или носовой. Такое произношение может закрепиться, поэтому лучше исправить его как можно раньше.
  • 3
    Если ребенок долго и упорно пытается произносить звук «р», но у него не получается. Например, в течение полутора-двух месяцев вы занимаетесь дома, но прогресса не видно.
  • 4
    Если ребенок значительно отстает в развитии речи по сравнению с другими детьми своего возраста и не проявляет улучшений с течением времени.
  • 5
    Если ребенку трудно понимать или формировать слова и это сопровождается непонятным произношением или неверным использованием звуков.
Сами логопеды обычно соглашаются поставить звук «р» у детей, начиная с 5 лет и старше. Как правило, на постановку звука у специалиста уходит от нескольких занятий до полугода, в зависимости от особенностей ребенка.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?