Поговорим о речи с точки зрения анатомии и физиологии, разберем строение речевого аппарата, посмотрим, как формируется речь и определим, кому будут полезны эти знания.
Светлана Андреевна
Автор статьи
Что такое речь с точки зрения физиологии
Речь — это сложный процесс взаимодействия, включающий в себя коммуникативную деятельность человека, посредством которой происходит обмен информацией, эмоциями и мыслями. Она проявляется в различных формах, таких как устная и письменная, и включает использование знаков, символов и слов для выражения идей и взаимодействия с окружающими.
Речь с точки зрения физиологии представляет собой сложный процесс, который включает координацию различных систем организма, таких как нервная, дыхательная, артикуляционная и слуховая системы. Она заключается в производстве звуков, слов и предложений, обеспечивая возможность коммуникации и самовыражения.
В головном мозге находятся основные центры речи — зона Брока и зона Вернике. Зона Брока, расположенная в лобной доле, отвечает за моторную организацию речи, то есть за производство речевых звуков. Зона Вернике, расположенная в височной доле, отвечает за понимание речи. Периферическая нервная система передает сигналы от ЦНС к мышцам, участвующим в речевом процессе, и обратно.
Дыхание играет ключевую роль в производстве звуков речи. Лёгкие, бронхи и диафрагма обеспечивают воздушный поток, необходимый для вибрации голосовых связок. Управление дыханием, то есть контроль за вдохом и выдохом, позволяет регулировать громкость и высоту голоса.
Расположенные в гортани, голосовые связки вибрируют под воздействием воздушного потока, создавая звуки различной частоты и интенсивности.
Губы, зубы и нёбо изменяют форму и размер резонаторных полостей, модулируя звуки и формируя слова. Движения этих органов называют артикуляцией.
Слуховой анализатор в ушах и соответствующие центры в головном мозге позволяют человеку воспринимать и анализировать звуки речи, что важно для её правильного производства и коррекции.
Строение речевого аппарата
Речевой аппарат человека — это сложная система органов, участвующих в создании, модификации и восприятии звуков речи. Он включает в себя дыхательную, фонационную и артикуляционную системы. Рассмотрим подробно строение каждой из этих систем.
Дыхательная система
Дыхательная система обеспечивает воздушный поток, необходимый для фонации (образования звуков). Основные органы дыхательной системы, участвующие в речеобразовании:
1
Легкие:
основной орган дыхания, который обеспечивает поступление кислорода и удаление углекислого газа. Легкие также создают воздушный поток, необходимый для вибрации голосовых связок.
2
Бронхи:
трубки, по которым воздух поступает в легкие и выходит из них. Делятся на бронхиальное дерево, включающее главные, долевые, сегментарные и более мелкие бронхи.
3
Трахея:
трубка, соединяющая гортань с бронхами. Трахея проводит воздух к бронхам и легким.
4
Диафрагма:
куполообразная мышца, расположенная под лёгкими. Она играет ключевую роль в дыхании, помогая регулировать объем легких при вдохе и выдохе.
Фонационная система
Фонационная система включает органы, участвующие в образовании звуков голоса:
1
Гортань (ларинкс):
расположена в передней части шеи. Гортань состоит из хрящей (щитовидный, перстневидный и черпаловидные хрящи), мышц и связок. Внутри гортани находятся голосовые связки, которые вибрируют под воздействием воздушного потока, создавая звуковую волну.
2
Голосовые связки:
пара мышечных складок в гортани, которые вибрируют при прохождении воздуха, создавая звуковую волну. Напряжение и расслабление голосовых связок регулируют высоту и громкость звука.
Артикуляционная система
Артикуляционная система включает органы, которые модифицируют звуковую волну, создавая различные звуки речи.
Ротовая полость:
1
Язык:
главный орган артикуляции, который изменяет форму и размер ротовой полости, создавая различные звуки. Язык разделяется на корень, спинку, кончик и края.
2
Губы:
могут закрываться и открываться, создавая звуки (например, б, п, м). Губы также участвуют в изменении формы ротовой полости.
3
Зубы:
участвуют в создании звуков (например, с, з, т, д). Зубы обеспечивают контакт для языка и губ.
4
Твёрдое нёбо:
верхняя часть ротовой полости, участвующая в создании звуков (например, к, г, х). Язык может касаться твердого нёба, создавая звуки.
5
Мягкое нёбо (нёбная занавеска):
задняя часть нёба, которая может подниматься и опускаться, регулируя проход воздуха через носовую и ротовую полости. Включает нёбный язычок.
6
Нёбный язычок:
небольшой мясистый выступ на конце мягкого нёба, участвующий в закрытии прохода к носовой полости.
7
Носовая полость:
участвует в создании носовых звуков (например, м, н). Воздух может проходить через носовую полость, создавая специфические резонансные звуки.
Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.
верхняя и нижняя челюсти регулируют размер ротовой полости. Движение нижней челюсти важно для артикуляции.
2
Щеки:
могут изменять форму ротовой полости, помогая в создании различных звуков.
Речевой аппарат представляет собой сложную систему, в которой каждый орган выполняет свою функцию, обеспечивая процесс речеобразования. Слаженная работа всех этих органов позволяет человеку создавать, модифицировать и воспринимать звуки речи, что является основой для эффективной коммуникации.
Как образуется речь в речевом аппарате
Речевой аппарат человека состоит из нескольких основных систем: дыхательной, фонационной и артикуляционной. Каждая из этих систем выполняет свою функцию в процессе формирования звуков и слов.
Дыхательная система обеспечивает воздушный поток, необходимый для образования звуков речи.
Фонация — это процесс создания звуков речи в гортани, который осуществляется за счёт вибрации голосовых связок под воздействием воздушного потока. Фонацию обеспечивает гортань, которая содержит голосовые связки, вибрирующие при прохождении воздуха и создающие основу для звуков речи. Голосовые связки могут изменять напряжение и толщину для создания различных звуков.
Артикуляция — это процесс формирования конкретных звуков с помощью органов артикуляции.
Органы артикуляции – язык, губы, зубы, небо, челюсти и щеки – обеспечивают формирование конкретных звуков
Решающую роль играет нервная система, координируя работу всех органов речевого аппарата.
1
Головной мозг:
центр управления, отвечающий за планирование и координацию движений речевого аппарата.
2
Гипоглоссальный нерв (N XII):
управляет мышцами языка.
3
Фасциальный нерв (N VII):
контролирует движения лицевых мышц, включая губы.
4
Вегетативная нервная система:
регулирует дыхание и другие автоматические функции.
Речевой аппарат функционирует как единая система, где каждая часть взаимодействует с другими для создания звуков и слов. Координация между дыхательной, фонационной и артикуляционной системами обеспечивает чёткость произношения.
Зачем нужно знать анатомо-физиологические механизмы речи
Знание анатомо-физиологических механизмов речи имеет широкий спектр применения и может быть полезным для различных специалистов и профессионалов, работающих в различных областях. Понимание анатомо-физиологических механизмов речи необходимо для эффективной работы с речевыми нарушениями, разработки научных и практических методик в этой области, а также для укрепления и защиты здоровья речевого аппарата.
Кому нужны эти знания:
Логопедам и реабилитологам. Эти специалисты занимаются диагностикой, лечением и коррекцией речевых нарушений у детей и взрослых. Знание анатомии и физиологии речевого аппарата помогает логопедам эффективно выбирать методики и техники лечения, учитывая индивидуальные особенности пациентов.
Врачам-неврологам и оториноларингологам. Эти специалисты занимаются диагностикой и лечением медицинских состояний, которые могут приводить к нарушениям речи, таким как инсульты, травмы головы, опухоли головного мозга и другие неврологические или ортопедические заболевания. Знание анатомии речевого аппарата помогает им лучше понимать причины речевых нарушений и эффективнее вести лечение.
Преподавателям и учителям. Знание анатомо-физиологических особенностей речи важно для преподавателей языка и речи, а также для специалистов в области фонетики. Они могут использовать эти знания для объяснения студентам и учащимся основ правильного произношения звуков и формирования речи.
Профессионалам в области медийных и коммуникационных технологий. Разработчики голосовых технологий, аудиологи и специалисты по обработке речи используют знания об анатомии и физиологии речевого аппарата для создания и улучшения голосовых интерфейсов, распознавания речи, а также для решения проблем, связанных с голосовыми нарушениями.
Профессионалам в области публичного выступления и актерам. Актеры, ораторы, ведущие и другие специалисты, чья деятельность связана с использованием голоса и артикуляции, могут использовать знания об анатомии и физиологии речевого аппарата для улучшения своих профессиональных навыков и защиты голоса от перегрузок.
Таким образом, знание анатомо-физиологических механизмов речи имеет практическое применение в различных областях и помогает специалистам лучше понимать, как функционирует и как можно улучшить речевой аппарат человека.
Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!
Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.