Что должен знать и уметь ребенок в 6 лет

От знаний и умений ребенка в 6 лет зависит то, возьмут ли его в школу или нет, а также успешность обучения, особенно в первый год.

Оценивая психологическое, физическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка, приемная комиссия принимает решение о зачислении дошкольника в школу. Подробнее о каждом их параметров мы расскажем в этой статье.

Татьяна Сергеевна

Автор статьи

Содержание статьи

Особенности малышей в 6 лет

В возрасте шести лет дети достигают дошкольного возраста.
К этому моменту уже заметны уникальные черты характера ребенка, его индивидуальные психологические особенности и склонности к определенным видам деятельности.

Тем не менее, оценивая развитие ребенка, важно сравнивать его умения со средним уровнем навыков для его возраста. Ребенок в этом возрасте обычно способен:
  • 1
    различать два объекта по их характеристикам;
  • 2
    сосредоточенно заниматься одним делом более 15 минут;
  • 3
    имитировать действия других людей, включая выражения лица, жесты и даже рисунки;
  • 4
    запоминать до десяти предметов;
  • 5
    вести диалог, отвечая на вопросы и задавая их с пониманием;
  • 6
    запоминать короткие тексты и стихи;
  • 7
    узнавать песни или рассказы по фрагментам;
  • 8
    выбирать объект, который не соответствует общей группе, и объяснять свой выбор;
  • 9
    собирать пазлы, конструкторы и лепить фигурки, следуя образцу;
  • 10
    рисовать, при этом на рисунках должны быть узнаваемы животные и люди;
  • 11
    раскрашивать рисунок, используя разные техники, например, штриховку;
  • 12
    управлять трехколесным велосипедом или самокатом;
  • 13
    самостоятельно выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться;
  • 14
    аккуратно использовать ножницы;
  • 15
    ориентироваться в пространстве, понимая, где находится лево, право, верх и низ.

Что должны уметь делать дети в 6 лет

Мальчики, как правило, более подвержены гиперактивности и дефициту внимания, что может немного замедлить их прогресс в обучении письму и чтению по сравнению с девочками. Важно, чтобы у таких энергичных детей был пример для подражания, который поможет им формировать представления о социально приемлемом поведении.

В шесть лет ребенок находится в идеальном возрасте для обучения самостоятельности, внимательности и способности концентрироваться на задачах. В этот период мальчики также начинают осознавать свою гендерную идентичность и склонны подражать поведенческим моделям, традиционно ассоциируемым с мужскими ролями, такими как смелость, сила духа и готовность брать на себя ответственность и защищать тех, кто в этом нуждается.

Девочки часто предпочитают игры на ролевые темы, где они могут следовать определенным правилам и выполнять задания.

Такие игры, как «дочки-матери», «школа» или «кухня», способствуют более быстрому развитию навыков общения, концентрации и аккуратности. Имитируя поведение матери или старшей сестры, девочка экспериментирует с женскими ролями, проявляя интерес к кулинарии, уборке и моде.

Не стоит беспокоиться, если девочка предпочитает более активные «мальчишеские» игры, или мальчик увлекается «девичьими» забавами. В этом возрасте дети исследуют окружающий мир и проявляют интерес ко всему новому.

Обычно существует разница примерно в один год в развитии между мальчиками и девочками.

Что должны знать перед школой дети 6 лет

Для шестилетнего ребенка важно обладать определенным набором знаний и умений:

Клинико-педагогическая классификация

Выделяет нарушения устной речи и нарушения письма с чтением.
  • 1
    уметь полностью представляться, называя свое имя, фамилию и отчество;
  • 2
    знать имена и фамилии своих родителей;
  • 3
    уметь объяснить, кем работают родители;
  • 4
    запомнить свой домашний адрес и номер телефона;
  • 5
    ориентироваться в различных временах суток;
  • 6
    запоминать порядок смены времен года;
  • 7
    знать количество часов в сутках, дней в неделе, недель в месяце и месяцев в году;
  • 8
    уметь называть дни недели и месяцы;
  • 9
    различать основные цвета;
  • 10
    понимать базовые пространственные концепции, такие как верх, низ, право, лево, между;
  • 11
    уметь рассказывать о себе и своих интересах.

Физические показатели детей 6 лет

В возрасте от шести до семи лет у детей происходит скачок роста. В среднем они вырастают на 10 см за год. Их туловище становится больше, конечности растут в 2,5-3 раза, что может придать фигуре излишне стройный и угловатый вид.

Эндокринная система становится более активной, завершается формирование изгибов позвоночника и свода стопы.

В шесть лет скелет ребенка в основном состоит из хрящевой ткани, что делает крайне важным формирование правильной осанки до начала школьного обучения. Привычка сутулиться за столом может привести к искривлению позвоночника.

Легкие продолжают развиваться, завершается структурное формирование легочных альвеол. Дыхание становится более глубоким и ритмичным.

Сердце ребенка приближается в размерах к сердцу взрослого и способно выдерживать большие нагрузки. Пульс становится более регулярным.

Мускулатура активно развивается, движения становятся уверенными и скоординированными.

Ребенок с удовольствием прыгает на обеих ногах или поочередно на каждой и быстро бегает. Он учится удерживать баланс и равновесие. Дошкольники обычно предпочитают интенсивные, но короткие физические упражнения, так как они быстро утомляются.

Наибольшие изменения происходят в центральной нервной системе. К семи годам вес головного мозга увеличивается почти втрое, его функционирование становится более сложным и многозадачным.

Пройдите бесплатный пробный урок

Расскажем как проходят занятия, рассчитаем сроки и индивидуальный план занятий с логопедом

Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных

Память у детей 6 лет

Способность ребенка запоминать небольшие тексты, слова любимых песен, стихи, реплики персонажей из мультиков и сказок развита довольно хорошо. Ребенок с легкостью воспроизводит то, что его искренне интересует.

Из-за того, что ребенок начинает разделять информацию на интересную и неинтересную, могут возникнуть первые трудности в обучении. Надо заранее объяснить ребенку, что в школе придется заучивать то, что кажется скучным, но тем не менее эта информация полезна и пригодится в будущем.

На этом этапе развития ребенка родители часто допускают ошибку, требуя от детей механического запоминания информации без ее осмысления. Такой подход может привести к утрате интереса к обучению и желанию изучать новое в будущем.

Важно, чтобы родители и учителя совместно работали над тем, чтобы ребенок не просто заучивал материал, но и учился анализировать и усваивать его, связывая учебный материал с положительными эмоциями. К возрасту 7-8 лет эти навыки обычно закрепляются.

Речь у детей 6 лет

К шестилетнему возрасту дети могут:
  • 1
    строить и понимать сложные предложения;
  • 2
    использовать разнообразные предлоги в речи;
  • 3
    формировать сравнительные формы прилагательных;
  • 4
    обогащать речь антонимами, синонимами и общими понятиями;
  • 5
    пересказывать рассказы и сказки, которые они слышали;
  • 6
    придумывать и рассказывать свои собственные истории;
  • 7
    осмысленно применять логические и грамматические структуры в разговоре.

Мелкая моторика у детей 6 лет

К 6 годам от детей ожидается, что они будут:
  • 1
    уверенно использовать различные художественные материалы, такие как карандаши, фломастеры, краски и мелки для рисования;
  • 2
    чувствовать ритм и двигать руками в такт детским стихам, таким как «ладушки» или «сорока-ворона», а также уметь считать, сгибая и разгибая пальцы;
  • 3
    собирать пазлы и конструкторы;
  • 4
    творчески выражаться, лепя фигурки из пластилина или кинетического песка;
  • 5
    рисовать по крупе или песку пальцем, а также сортировать крупу или пуговицы по размеру;
  • 6
    самостоятельно зашнуровывать и завязывать обувь;
  • 7
    играть в пальчиковые игры и использовать пальчиковые куклы для развития воображения и сюжетно-ролевых игр.

Психологическое состояние детей 6 лет

К этому возрасту дети начинают ясно осознавать свою индивидуальность, анализировать свои поступки, ставить перед собой цели и выражать свои эмоции.

В этом возрасте формируются такие черты характера, как стремление к знаниям, сочувствие, умение заботиться о других и уважение к себе. Самооценка у детей формируется на основе отзывов взрослых и сверстников. Во взаимодействии со сверстниками у некоторых детей проявляются тенденции к общению в группе, они испытывают легкость в завязывании новых знакомств. А у некоторых наоборот, проявляется интерес к одиночным играм и ограниченному кругу общения.

Важно отметить, что ближе к семи годам может наступить так называемый кризис семи лет, когда ребенок теряет часть своей детской беспечности и становится более эмоционально уязвимым.

Дошкольники учатся различать, как общаться с родителями, учителями и сверстниками, понимая, что можно говорить другим, а что лучше оставить при себе.

Познавательные способности детей 6 лет

Перед зачислением в школу, ребенок должен развить ряд ключевых умений:
  • 1
    различать и называть основные геометрические фигуры, а также уметь разбирать объекты на элементы;
  • 2
    распознавать и сопоставлять цвета и оттенки;
  • 3
    визуализировать маршрут движения в пространстве, особенно в знакомых помещениях;
  • 4
    устанавливать причинно-следственные связи и различать события прошлого и будущего;
  • 5
    ставить личные цели;
  • 6
    анализировать, обобщать и классифицировать предметы и события;
  • 7
    считать до 10 как в прямом, так и в обратном порядке;
  • 8
    решать базовые задачи на сложение и вычитание и применять эти навыки в повседневной жизни, например, делить конфеты поровну или расставлять тарелки на столе в соответствии с количеством гостей.

Мышление детей 6 лет

Когда дети достигают шестилетнего возраста, их когнитивные способности достигают уровня, который позволяет им:
  • 1
    извлекать уроки из различных ситуаций и делать соответствующие выводы;
  • 2
    сравнивать и противопоставлять объекты и события, замечая их различия и сходства;
  • 3
    классифицировать объекты, животных и насекомых по общим характеристикам;
  • 4
    описывать сцены на картинках и составлять на их основе простые рассказы;
  • 5
    фантазировать о различных исходах сюжетов рассказов или фильмов, если бы действия героев были другими;
  • 6
    применять теоретические знания в практических ситуациях.
Важно отметить, что в возрасте шести лет правое и левое полушария мозга ребенка развиваются синхронно, что способствует гармоничному развитию мышления.

Социальные навыки детей 6 лет

Даже не посещая детский сад, дошкольник уже осознает себя как часть общества и обладает базовыми коммуникативными умениями:
  • 1
    приветствует и прощается с людьми;
  • 2
    выражает благодарность за помощь и подарки;
  • 3
    стремится к взаимопониманию как с взрослыми, так и со сверстниками;
  • 4
    выражает свои симпатию и антипатию к окружающим;
  • 5
    активно участвует в групповых занятиях;
  • 6
    проявляет настойчивость и терпение в достижении поставленных целей.

Интеллектуальные показатели детей 6 лет

Шестилетние дети, обладающие естественным любопытством и открытостью к новому, проявляют следующие интеллектуальные качества:
  • 1
    формулируют вопросы и активно ищут ответы;
  • 2
    запоминают информацию и умело используют ее в беседах;
  • 3
    выполняют простой звуковой анализ слов;
  • 4
    умеют поддерживать беседу как со сверстниками, так и с взрослыми;
  • 5
    способны вести длительные монологи, выражая свои мысли и чувства;
  • 6
    кратко пересказывают содержание увиденного или прочитанного, выделяя главное;
  • 7
    совместно с другими детьми фантазируют, придумывая новые правила для игр и сюжеты для творчества.

Упражнения, задания, игры для детей 6 лет

Упражнения, способствующие интеллектуальному развитию и концентрации внимания, эффективно готовят детей к школьному обучению. Они не только стимулируют умственные способности, но и учат детей усидчивости, что является важным навыком для школьников.
  • 1
    Раскраски с геометрическими фигурами или любимыми персонажами.
    Предложите ребенку аккуратно раскрасить изображение, стараясь не выходить за линии. Отсутствие временных рамок поможет сосредоточиться и улучшить моторику рук.
  • 2
    Упражнения по каллиграфии.
    Работа над прописями — это увлекательный способ обучения аккуратному и красивому письму, где допустимы небольшие отклонения в размере букв.
  • 3
    Игра «Найди предмет».
    Дайте ребенку лист с изображениями различных предметов и попросите его выделить все элементы определённой категории, например, всех зайцев или мишек.
  • 4
    Соединение точек.
    Ребенку понравится соединять точки в правильном порядке, чтобы получить картинку. Это упражнение развивает внимание и помогает запоминать числа.
  • 5
    Игра «Без простых ответов».
    Обучите ребенка строить полноценные ответы на вопросы, исключая краткие «да», «нет» или «не знаю». Это развивает умение вести диалог и формулировать мысли.

Подборка развивающих мультиков для детей 6 лет

Мультики для детей должны быть легкими и в то же время развивающими. Через них ребенок знакомится с простыми истинами, расширяет кругозор, узнает о свойствах предметов, особенностях жизни в разных странах, знакомится с понятиями добра и зла, дружбы, благодарности, учится считать и писать, а также учится формировать свою точку зрения о том или ином событии или явлении.

Топ-5 развивающих мультиков для детей 6 лет:
  • 1
    «Смешарики»;
  • 2
    «Фиксики»;
  • 3
    «Гора самоцветов»;
  • 4
    «Пин-код»;
  • 5
    «Домики».

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.
Похожие статьи
Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?