Оставаясь на нашем сайте, вы даете согласие на использование файлов cookies и сбор данных системами веб-аналитики.

Шипящие согласные звуки

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Иллюстрация: Команда «Логопедии дома»

Содержание статьи

В этой статье мы рассмотрим особенности произношения и коррекции шипящих согласных звуков. Также вы узнаете причины нарушения их произношения.

На создание этой статьи у нашей команды ушло 16 человеко-часов. В написании участвовали копирайтер, редактор, эксперт в области логопедии и контент-менеджер.

Татьяна

Сергеевна

Автор статьи

Фонетические особенности шипящих звуков

Шипящие звуки занимают особое место в системе переднеязычных, их формирование происходит через подъем передней части языка к твердому небу. В этом процессе воздушный поток движется вдоль средней линии языка и сталкивается с препятствием, которое создают зубы и губы. В данную категорию входят как звонкий звук ж, так и глухие ш, ч и щ. Каждый из этих звуков отличается определенным положением языка и губ, а также интенсивностью воздухопотока.
  • 1
    Звук [Ш] формируется при легком поднятии языка к твердому небу и минимальном натяжении губ вперед.
  • 2
    Звук [Ж] создается аналогично [Ш], но при этом активируются голосовые связки, что придает ему звонкость.
  • 3
    Артикуляция звука [Ч] осуществляется путем касания передней части языка верхних зубов, что создает преграду для потока воздуха.
  • 4
    Звук [Щ] требует более низкого положения языка по сравнению со звуком [Ш], что ведет к более выраженному трению воздушного потока.
Эти артикуляционные особенности придают шипящим звукам характерную уникальность, благодаря чему они легко различимы в русской речи.

Причины нарушений произношения шипящих звуков

У детей нарушения в произношении шипящих звуков могут возникать по различным причинам:
  • 1
    Фонетико-фонематические расстройства.
    Неверное восприятие звуковых единиц может приводить к их искажению во время речи.
  • 2
    Слабость мышц.
    Недостаточно развитая мускулатура языка и губ может создавать преграды для успешного формирование звуков.
  • 3
    Аномалии зубного ряда.
    Неправильный прикус может значительно влиять на артикуляцию шипящих звуков.
  • 4
    Имитация произношения.
    Дети часто копируют неверные модели произношения от взрослых или сверстников, что может способствовать формированию неправильных речевых паттернов.
  • 5
    Билингвизм.
    У детей, использующих несколько языков одновременно, могут возникать сложности с различением и произношением шипящих звуков, что отражается на их речевой практике.
Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.

Методы коррекции

Для успешной коррекции произношения шипящих звуков необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и применять комплексный подход. Основные этапы коррекционной работы включают следующее:
  • 1
    Диагностика.
    На этом этапе логопед тщательным образом анализирует специфические проблемы произношения шипящих звуков. Обследование позволяет выявить, какие именно звуки требуют коррекции и в какой мере.
  • 2
    Артикуляционная гимнастика.
    Это упражнения, ориентированные на укрепление мышечной координации языка и губ. Например, упражнение «Чашечка» помогает улучшить положение языка, что является важным для правильного произношения звуков [Ш] и [Ж].
  • 3
    Постановка звука.
    Начинается работа с отдельным звуком. Логопед помогает ребенку освоить оптимальное положение языка и губ, регулируя поток воздуха. При постановке звука [Ш] ребенок учится приподнимать язык в форме «Чашечки» к небу и правильно направлять воздух.
  • 4
    Автоматизация звука.
    После успешного освоения звука в изоляции, крайне важно научить ребенка использовать его в словах, фразах и предложениях. Задания постепенно усложняются, начиная с произношения звука в слогах и переходя к более сложным речевым структурам.
  • 5
    Дифференциация звуков.
    Необходима работа над тем, чтобы ребенок мог различать шипящие звуки между собой, а также отделять их от схожих по артикуляции звуков, таких как [С] и [З]. Эффективными будут игры на различение звуков и специальные упражнения для развития слуховой дифференциации.
  • 6
    Закрепление навыков в речи.
    На завершающем этапе акцент делается на уверенном использовании правильного произношения в повседневной жизни. Это может включать рассказывание сказок, чтение стихов и участие в диалогах.

Советы для родителей

Родители играют критически важную роль в процессе коррекции произношения шипящих звуков у детей. Вот несколько важных рекомендаций:
  • 1
    Регулярные занятия.
    Поддерживайте ребенка в выполнении упражнений, предложенных логопедом. Регулярная практика значительно ускоряет процесс освоения правильного произношения.
  • 2
    Создание речевой среды.
    Обратите внимание на правильное произношение в своем общении. Участвуйте в играх, которые требуют произношения шипящих звуков, чтобы вовлечь ребенка и сделать процесс обучения увлекательным.
  • 3
    Поощрение и поддержка.
    Важной составляющей является эмоциональная поддержка ребенка. Поощряйте его за успехи, повышая уверенность в своих силах и стремление к дальнейшему развитию.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?