Оставаясь на нашем сайте, вы даете согласие на использование файлов cookies и сбор данных системами веб-аналитики.

Речевое развитие детей от 3 до 4 лет

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Иллюстрация: Команда «Логопедии дома»

Содержание статьи

В этой статье мы расскажем, как развивается речь с 3 до 4 лет. Рассмотрим возрастные нормы развития, способы определения и коррекции задержки.

На создание этой статьи у нашей команды ушло 48 человеко-часов. В написании участвовали копирайтер, редактор, логопед и контент-менеджер.

Татьяна

Сергеевна

Автор статьи

Особенности речевого развития детей 3–4 лет

В возрасте 3–4 лет речь детей значительно развивается. Они начинают размышлять о предметах и явлениях, проявляют любопытство к окружающему миру и активно общаются со взрослыми и сверстниками. Дети формулируют множество вопросов, идеально отражая свое желание познать окружающее.

Активный и пассивный словарь

К четырем годам активный словарь детей удваивается: с примерно 1000 слов к трем годам до 2000 к концу четвертого года. Они не только используют слова, но и внимательно их слушают, иногда создавая собственные: «Кто сказал, что кошка – кошка?» Дети играют со словами, модифицируя их и рифмуя, создавая забавные комбинации, такие как «молоко – толоко – далеко».

Сложные слова могут произноситься с искажениями (например, «липестричество» вместо «электричество»). Часто они упрощают произношение, вставляя гласные между согласными (например, «зинаю» вместо «знаю») или пропуская звуки. К данному возрасту они уже способны различать предметы и животных, например, чашку и кружку или тигра и льва, и должны уметь распознавать знакомых животных на картинках.

Хотя дети активно изучают новые слова, их речевые навыки еще не позволяют вести полноценный диалог. На бытовом уровне словарного запаса достаточно, однако для пересказа сложных историй их становится недостаточно.

Грамматика речи

Речь четырехлетних детей состоит в основном из фраз, содержащих 3-4 слова. В этом возрасте они начинают использовать более сложные синтаксические конструкции, включая сложносочиненные предложения, такие как: «Кукла хочет кушать, я приготовлю суп» или «Когда наступает весна, прилетают птицы».

Дети умеют применять однородные члены в единственном и множественном числе, например: «Я рисую цветы и облака». Несмотря на это, в их речи все еще преобладают существительные и глаголы, а использование прилагательных, наречий, местоимений и числительных постепенно увеличивается.

Тем не менее, в речи трехлетних детей проявляются ошибки: трудности в образовании множественного числа (например, «деревья») и ошибки в согласовании (например, «спелая яблоко»). Нередко наблюдаются искажения падежных окончаний и ошибки в спряжении глаголов (например, «Я вижу деревы»).

Звукопроизношение

С возрастом у детей укрепляется артикуляционный аппарат. Движения языка и губ становятся более точными, что способствует правильному произношению даже сложных согласных. Дети учатся произносить длинные слова и слова с сочетаниями согласных, такими как «хлеб» и «бутылка». Несмотря на это, распространены нарушения звукопроизношения, требующие внимания:
  • 1
    Происходит замена шипящих на свистящие звуки. Например, «сапка» вместо «шапка» или «нозик» вместо «ножик».
  • 2
    Неопределенное произношение звуков «ц» и «ч». Дети могут произносить «тырпленок» вместо «цыпленок», «принтс» вместо «принц», а также «тяй» вместо «чай».
  • 3
    Отсутствие звуков «л» и «р» или их замена другими. Например, «либа» вместо «рыба», «йодка» вместо «лодка» и «вожка» вместо «ложка».
Если вы заметили подобные нарушения у вашего ребенка, не следует паниковать. Рекомендуется обратиться к логопеду. Специалист поможет определить, являются ли такие особенности нормой для данного возраста или требуют профессионального вмешательства. Существуют также случаи, когда звукопроизношение детей в этом возрасте уже практически идеальное.

В три года также могут наблюдаться перестановки и пропуски слогов в сложных словах, таких как «здравствуйте», «пожалуйста» и «фиолетовый». Обычно эти проблемы с произношением исчезают к концу данного возрастного периода.

Речевое выражение детей становится более интонационно разнообразным: они начинают подражать взрослым и добавляют выразительность при чтении стихов или рассказывая о своих впечатлениях. Тем не менее, регулирование темпа и громкости речи для четырехлетних детей может быть затруднительным. Они могут говорить тихо, особенно с незнакомыми, и иногда, будучи очень эмоциональными, рассказывают о событиях с переполнением эмоций, сбиваясь и торопясь.

Дети также начинают осознавать собственную речь и речь окружающих, что позволяет им замечать речевые ошибки у сверстников, хотя собственные недостатки они улавливают реже.

Связная речь

На данный момент трехлетний ребенок не всегда может логично и последовательно передать информацию о том, что он видел или что его заинтересовало, и пересказать содержание прочитанного произведения. Ведущаяся беседа без дополнительных вопросов также может быть для них трудной. Чаще всего детские высказывания бывают краткими, незавершенными и не всегда связанными между собой.

Создание связного рассказа по картинке — задача, которая пока что выходит за пределы возможностей детей. Более привычна форма перечисления предметов и действий: «Вот зайка. Он ест морковку. А там его мама. Она сидит и смотрит».

Дети в этом возрасте легко запоминают и охотно декламируют стихи и потешки, которые им понятны. Благодаря этому они могут многократно слушать одни и те же сказки и затем без труда пересказать их содержание, даже если некоторые слова в тексте им неизвестны (например, «избушка лубяная», «смоляной бочок»).

Нормы развития речи детей в возрасте от 3 до 4 лет

Логопеды для детей 3–4 лет разработали нормы развития речи. Они следующие:
Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.
  • 1
    Активный словарь.
    В этом возрасте активный словарь ребенка обычно составляет около 1500–2000 слов. Дети начинают использовать более разнообразные слова, выражая свои мысли и желания.
  • 2
    Грамматическая структура предложений.
    Дети способны формировать простые и сложные предложения, состоящие из 4–5 слов. Они начинают использовать сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции, такие как: «Я хочу поиграть, когда придет мама» или «Петя ест мороженое, а Маша играет с куклой».
  • 3
    Звуковое произношение.
    Речь становится более четкой, но могут еще встречаться ошибки, такие как замена некоторых звуков (например, «сапка» вместо «шапка»). Тем не менее, артикуляция большинства звуков становится более точной.
  • 4
    Сумма предложений.
    Дети начинают использовать однородные члены предложения (например, «Я рисую цветы и облака»), а также могут образовывать множественное число и правильно согласовывать прилагательные с существительными.
  • 5
    Осмысление и использование новых слов.
    Ребенок активно осваивает новые слова, понимает их значения и может применять в разговоре. Также он начинает задавать вопросы о значении незнакомых слов и выражений.
  • 6
    Интонационная выразительность.
    Дети могут подражать интонациям взрослых и используют выразительность в речи. Это позволяет им сделать рассказ более интересным и эмоциональным.
  • 7
    Внимание к речи других.
    Дети начинают замечать ошибки в произношении и грамматике у сверстников и родителей, что свидетельствует об их внимании к языку.
  • 8
    Помощь в составлении рассказов.
    С помощью взрослых дети могут учиться составлять истории по картинкам и логически излагать свои мысли. Они начинают понимать последовательность событий и могут рассказывать о них в правильном порядке.
Эти нормы развития речи могут варьироваться, и каждый ребенок уникален. Некоторые дети могут развиваться быстрее или медленнее в зависимости от различных факторов, таких как окружающая среда, общение со взрослыми и сверстниками, а также индивидуальные особенности. Важно поддерживать речь ребенка, общаясь с ним, читая книги и играя, чтобы способствовать его дальнейшему развитию.

Как выявить задержку речевого развития у детей в возрасте трех лет

Развитие речи у малышей трехлетнего возраста может сопровождаться различными нарушениями моторики и поведения. Специалисты, работающие с такой категорией детей, выделяют ряд характерных признаков:
  • 1
    Неуклюжесть в движениях.
    Ребенок может демонстрировать плохую координацию, его движения могут быть несогласованными, и он может испытывать трудности с поддержанием равновесия.
  • 2
    Отставание в развитии мелкой моторики.
    Малыш может испытывать трудности с манипуляцией предметами, не справляясь с точными движениями, необходимыми для игр с мелкими деталями. Он может с трудом одеваться или застегивать пуговицы, а также не контролировать давление на карандаш во время рисования.
  • 3
    Проблемы с концентрацией.
    Маленькие дети часто легко отвлекаются и не могут сконцентрироваться на выполнении одной задачи.
  • 4
    Гиперактивность или замедленность.
    У таких детей можно наблюдать либо избыточную активность, либо пониженный темп реакции.
Эти признаки могут свидетельствовать о проблемах в функционировании центральной нервной системы, что может быть связано с органическими расстройствами. Задержка речевого развития (ЗРР) иногда бывает вызвана неблагоприятной семейной обстановкой или социальными факторами.

Задержка речевого развития у детей в три года может затрагивать все аспекты речи: артикуляцию, словарный запас, связное выражение мыслей и грамматическую структуру. Возможные проявления ЗРР включают:
  • 1
    Ребенок не использует фразы или словосочетания, его речь ограничена лепетом.
  • 2
    Неправильное согласование частей речи, что делает его речь похожей на разговор человека, начинающего изучать русский язык.
    Например: «Таня дай киса», «Коля пошла спать», «Мама сел стула».
  • 3
    Замена или искажение целых групп звуков, ребенок может менять местами слоги и буквы как в сложных, так и в простых словах.
    Например: «носим» вместо «носик», «очик» вместо «очки», «палата» вместо «лапата».
  • 4
    Неправильное или отсутствующее использование предлогов (таких как «на», «в», «под», «за», «между»).
  • 5
    Неплавность речи: темп может быть либо слишком быстрым, либо излишне медленным.
  • 6
    Фразы, как правило, состоят из 1–2 слов, иногда из 3, преимущественно включают существительные и глаголы, что делает речь «телеграфной».
К трем годам многие дети уже осознают свои ограниченные репертуары речи. Задержка речевого развития затрудняет общение со сверстниками и взрослыми, что может привести к проявлениям негативного поведения, замкнутости и повышенной раздражительности.

Самостоятельная диагностика задержки речевого развития

Для выявления задержки речевого развития (ЗРР) у вашего ребенка одним из основных методов будет внимательное наблюдение за его речевыми навыками. Важно установить, насколько разнообразен его словарный запас и как часто он использует слова в повседневной жизни. Отличным способом для этого являются игровые ситуации, в которых ребенка приглашают называть различные предметы и игрушки. Проведение небольших театрализованных представлений с использованием игрушек также может полезно помочь в оценке его речевых умений. Обратите внимание на структуру фраз, которые малыш формирует, и на их длину.

Чтобы выяснить, насколько хорошо ребенок улавливает речь окружающих, предложите ему выполнить следующие задания:
  • 1
    Покажите различные части своего тела и частички тела игрушек.
  • 2
    Предложите малышу указать на действия героев на картинках.
    Например, он может показать, кто бежит, кто поливает цветы, кто кормит кур, а кто из них спит.
  • 3
    Поставьте перед ним простые многоступенчатые задания.
    Например, сначала попросите его достать куклу из шкафа, а затем посадить ее на стул.
  • 4
    Попросите его объяснить назначение различных предметов.
    Например, попросите показать, чем он ест, чем вытирает руки и чем чистит зубы.
  • 5
    Прочитайте ребенку короткий текст и задайте вопросы о его содержании.
Также важно оценить, как именно малыш произносит звуки, фиксируя, какие из них произносит неверно и чем их заменяет. Обратите внимание на его способность пересказывать простые сказки и использовать интонацию в речи.

Кроме речевых навыков, стоит уделить внимание и развитию общей и мелкой моторики. Для этой цели проверьте следующие навыки:
  • 1
    Способность сохранять равновесие во время ходьбы и бега.
  • 2
    Умение перешагивать через мелкие препятствия.
  • 3
    Навыки ловли мяча.
  • 4
    Умение лазать по спортивному инвентарю.
  • 5
    Удержание равновесия на узкой поверхности, стоя на одной ноге.
  • 6
    Умение застегивать пуговицы.
  • 7
    Способность выполнять точные движения руками и пальцами.
Если вы заметили какие-либо отклонения в развитии речевых или моторных навыков у вашего ребенка, настоятельно рекомендуется обратиться к специалисту для консультации и детального обследования. При необходимости стоит начать коррекционные занятия как можно раньше.

Упражнения для профилактики речевого развития

Родители играют ключевую роль в профилактике задержки речевого развития у детей. Важно вести активные беседы с малышом, отвечать на его вопросы и знакомить с новыми предметами. Это способствует развитию речевых навыков и интеллектуальному росту.

Во время прогулок рассказывайте ребенку о том, что он видит: описывайте детали домов и автомобилей, называйте деревья и цветы, обсуждайте их цвет, форму и размер. Это помогает обучать правильному согласованию слов и конструкциям предложений. Также учите детей сравнивать предметы и замечать их отличия.

Чтение детской литературы играет значительную роль. Выбирайте качественные произведения, подходящие для детей четырех лет. Дети, которым регулярно читают, задают больше вопросов о содержании.

Читайте сказки, стихи и рассказы несколько раз, задавайте вопросы о прочитанном и рассматривайте иллюстрации. Загадки и потешки стимулируют запоминание и развитие не только речи, но и памяти.

Для улучшения звукопроизношения обращайте внимание на неправильно произносимые звуки и учите детей прислушиваться к окружающим. Это поможет им замечать недостатки в своем произношении. Укреплению мышц языка способствуют следующие упражнения:
  • 1
    Цокайте языком, как лошадка, улыбаясь.
  • 2
    Широко открывайте и закрывайте рот.
  • 3
    Высовывайте и прячьте язык.
  • 4
    Превращайте язык в лопатку и трубочку.
  • 5
    Двигайте высунутым языком вправо и влево.
Если ваш ребенок говорит быстро, показывайте пример размеренной речи и создавайте спокойную атмосферу в семье. Занятия, такие как лепка, рисование и настольные игры, помогут развить речь. Быстрая речь может предвещать проблемы, такие как заикание.

Содействуйте накоплению знаний об окружающем мире, обучайте правильному строению фраз. Рассматривание картинок, чтение и обсуждение книг, запоминание стихов значительно обогатят речь малыша. При отклонениях от норм речевого развития необходимо обратиться к специалистам: неврологу, дефектологу, логопеду или психологу.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?