Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Иллюстрация: Команда «Логопедии дома»
Сегодня мы поговорим о такой важной теме, как расстройства речи у детей и взрослых. Наверняка многие из вас замечали, что кто-то испытывает трудности с произношением звуков, запинается при разговоре или путается в словах. Все это может быть признаками речевых нарушений — отклонений от нормального речевого развития.
По статистике, около 5–7% детей дошкольного возраста имеют те или иные речевые дефекты. Распространенность речевой патологии требует знаний о видах и причинах ее возникновения.
Речевые нарушения представляют собой стойкие отклонения от языковой нормы. Они могут затрагивать произношение звуков (их искажение, пропуск, замену), плавность речевого потока (заикание), формирование словарного запаса и грамматического строя речи. Также сюда относятся нарушения письма и чтения, полное отсутствие речи.
Дефекты речи негативно влияют на общее развитие ребенка, формирование познавательных процессов, поведения, социальную адаптацию. Поэтому очень важно вовремя распознать проблему и начать коррекционную работу.
По каким причинам возникают расстройства речи
Причины, приводящие к речевым расстройствам, можно разделить на две основные группы:
1. Органические (физиологические) — связаны с поражениями или аномалиями центральной и периферической нервной системы, строения артикуляционного аппарата.
К ним относятся:
1
родовые травмы и заболевания мозга, инфекции, опухоли;
2
тугоухость и глухота;
3
дефекты строения челюстей, языка, губ, нёба;
4
заболевания нервной системы (ДЦП, полиомиелит и др.).
Часто встречаются сочетания различных причин. Чтобы разобраться в них, давайте посмотрим на подробную классификацию речевых нарушений.
Разновидности речевых нарушений
Существует несколько подходов к систематизации многообразия речевой патологии. Рассмотрим основные из них:
Клинико-педагогическая классификация
Выделяет нарушения устной речи и нарушения письма с чтением.
1
К нарушениям устной речи относятся:
алалия (отсутствие или недоразвитие речи при нормальном физиологическом слухе и интеллекте);
дизартрия (нарушение артикуляции и просодики);
заикание;
дислалия (нарушение звукопроизношения);
ринолалия (дефекты из-за анатомических проблем).
2
К нарушениям письма и чтения относятся:
дислексия (расстройства процессов чтения);
дисграфия (невозможность овладеть письмом).
Психолого-педагогическая классификация
1
К недоразвитию речи относят системные расстройства типа общего недоразвития речи (ОНР), ФФНР (недоразвитие произносительной стороны речи), заикание.
2
К поврежденному развитию — частичные и специфические нарушения вследствие ранних органических поражений мозга. Например, ринолалия и дизартрия.
Заикание у детей
По статистике, в России около 5% детей дошкольного возраста страдают заиканием. Это распространенное речевое расстройство характеризуется:
1
судорожными запинками, растягиванием звуков и слогов;
2
вставкой дополнительных звуков, пауз, сопровождающимися напряжением мышц;
3
остановками, блокировками речевого потока.
Причины заикания у детей могут быть разными — перенесенные нейроинфекции, родовые травмы, нарушения воспитания, стрессы. Своевременная логопедическая помощь позволяет скорее преодолеть это расстройство.
Дислексия и дисграфия у детей
Дислексия — это частичное расстройство процессов чтения, обусловленное недостатками зрительного и слухового гнозиса, нарушениями внимания, памяти. Ребенок путает похожие буквы, пропускает, переставляет их.
Дисграфия — невозможность овладеть письмом из-за недоразвития фонематических процессов, зрительно-пространственных функций. На письме наблюдаются специфические ошибки-замены, пропуски, персеверации. Оба нарушения требуют длительной коррекционной работы логопедов и психологов.
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей
Системное недоразвитие всех компонентов речи (звуковой, лексический, грамматический) по отношению к возрасту — это ОНР. Выделяют несколько уровней ОНР:
I уровень — ребенок использует жесты, лепетные слова. II уровень — речь состоит из простых искаженных слов. III уровень — развернутая фразовая речь с множеством ошибок. IV уровень — некоторые звуки не произносятся, встречаются аграмматизмы.
Чем раньше началась коррекционная работа при ОНР, тем больше шансов преодолеть эту проблему к школе.
Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.
Рассмотрим основные группы речевых нарушений по типу преимущественно пораженного компонента речи.
Расстройства артикуляционного аппарата
Эта категория включает расстройства, связанные с анатомическими дефектами строения органов артикуляции:
1
Ринолалия
Нарушение тембра голоса и звукопроизношения из-за врожденных расщелин неба, дефектов строения челюстей, носовой полости. При открытой ринолалии голос приобретает гнусавый оттенок.
2
Дизартрия
Нарушения звукопроизношения, голосообразования, дыхания, плавности речи из-за недостаточной иннервации мышц артикуляционного аппарата. Часто сопутствует заболеваниям нервной системы.
3
Механическая дислалия
Невозможность правильно произносить отдельные звуки из-за анатомических дефектов строения губ, языка, челюстей (укороченная уздечка, высокое небо и др.).
Расстройства голоса
Эта категория включает расстройства, связанные с анатомическими дефектами строения органов артикуляции:
Чем ребенку могут помочь родители?
К этой группе относятся расстройства голоса по силе, высоте, тембру. Они могут быть функциональными — при перегрузке голосового аппарата и неправильной голосоподаче. Или органическими— из-за поражений гортани, параличей мышц.
Основные виды нарушений голоса:
1
Афония
Потеря голоса вследствие поражения гортани.
2
Дисфония
Изменение тембра, хрипота, осиплость.
3
Брахилалия (хрипота)
Осиплый, хриплый голос при парезах гортани.
Расстройства темпа речи
Эта группа объединяет нарушения плавности и темпо-ритмической организации речи:
1
Заикание
Самое распространенное расстройство темпа речи с судорогами, запинками, растягиванием звуков.
2
Брадилалия (брадифразия)
Патологическая замедленность, растянутость речи.
3
Тахилалия (тахифразия)
Ускоренный темп речи.
Причинами могут быть поражения мозга, регулирующих плавность речи, либо функциональные расстройства.
Расстройства речевого развития
Сюда относятся комплексные нарушения, при которых страдают все компоненты речи — звуковой, лексический, грамматический:
1
Алалия
Невозможность овладеть речью при сохранном интеллекте и слухе.
Своевременная диагностика и правильно подобранная логопедическая помощь крайне важны для преодоления системных речевых расстройств у детей.
В зависимости от вида патологии применяются специальные логопедические методики и технологии. Требуется систематический курс занятий.
Какие методы применяются для устранения речевых нарушений
Коррекция различных видов речевой патологии осуществляется по нескольким основным направлениям:
1
Диагностика речи и постановка заключения — базовый этап работы.
2
Формирование артикуляционной базы — развитие моторики органов артикуляции.
3
Постановка и отработка правильного произношения проблемных звуков.
4
Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа.
5
Обогащение словарного запаса, развитие лексико-грамматического строя.
6
Коррекция нарушений письма и чтения у школьников.
7
Развитие коммуникативных навыков общения.
В зависимости от вида патологии применяются специальные логопедические методики и технологии. Требуется систематический курс занятий.
Диагностика речи у детей
Своевременное выявление любых речевых расстройств очень важно. Логопедическая диагностика включает несколько этапов:
1
Сбор анамнеза о речевом развитии, перенесенных заболеваниях.
2
Обследование строения артикуляционного аппарата.
3
Изучение звукопроизношения в разных речевых ситуациях.
4
Проверка слоговой структуры слов и фонематического восприятия.
5
Оценка лексико-грамматического строя речи.
6
Изучение связной речи (пересказ, рассказ по картинке).
7
Обследование чтения и письма при необходимости.
По результатам составляется логопедическое заключение и программа коррекции. Раннее выявление нарушений — залог успешного преодоления речевых расстройств.
Итак, мы рассмотрели многообразие речевых нарушений, причины их появления, современные классификации и основные виды речевой патологии. Надеюсь, информация была полезна для понимания этой важной темы. При появлении первых признаков отклонений в речевом развитии ребенка не стоит медлить — своевременно обратитесь за консультацией к логопеду.
Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!
Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.