Оставаясь на нашем сайте, вы даете согласие на использование файлов cookies и сбор данных системами веб-аналитики.

ОНР 4 уровня речевого развития

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Иллюстрация: Команда «Логопедии дома»

Содержание статьи

В этой статье мы расскажем основные характеристики ОНР 4 уровня речевого развития. Рассмотрим его основные причины, способы диагностики и коррекции.

На создание этой статьи у нашей команды ушло 36 человеко-часов. В написании участвовали копирайтер, редактор, логопед и контент-менеджер.

Татьяна

Сергеевна

Автор статьи

Характеристика нарушений ОНР 4 уровня речевого развития

Система классификации общего недоразвития речи нарушений речи (ОНР) изначально состояла из трех групп. В 2001 году профессор и логопед-дефектолог Филичева Т.Б. расширила эту классификацию, добавив четвертую степень.

У детей с ОНР четвертого уровня речевого развития в целом наблюдается правильная речь, однако они иногда совершают ошибки и сталкиваются с различными трудностями. Основные характеристики данного уровня включают:
  • 1
    Речь детей часто бывает нечеткой и недостаточно выразительной, возникают проблемы с артикуляцией.
  • 2
    У них могут возникать сложности в различении шипящих, вибрантов и аффрикат (например, звуки «ч» как сочетание «ть» и «щ», и «ц» как «т» плюс «с»).
  • 3
    Замена или перестановка звуков, а также пропуск слогов — распространенные явления. Например, могут сказать «моток» вместо «молоток». Эти проблемы чаще встречаются в словах с более сложной слоговой структурой.
  • 4
    Дети могут не полностью понимать значения слов, обозначающих характеристики предметов. Например, могут сказать «длинный мальчик» вместо «высокий мальчик».
  • 5
    Наблюдаются ошибки в образовании новых слов с помощью суффиксов, такие как «платенько» вместо «платьице».
  • 6
    Проблемы в согласовании существительных с прилагательными (например, «пишу красным ручком») и неправильное использование форм существительных во множественном числе в различных падежах (например, «в зоопарке видел много птицев и зверев»).
  • 7
    Порой дети не понимают значение слов, которые не употребляются в их повседневной жизни.
  • 8
    Ошибки в истолковании пословиц, а также в подборе антонимов и синонимов встречаются нередко.
  • 9
    При пересказе или создании рассказов дети могут путать последовательность событий, затрудняться с выделением главных и второстепенных линий сюжета, а также часто повторять одни и те же мысли.
Данные ошибки могут быть не всегда отчетливыми и, как правило, выявляются только в процессе целенаправленного обследования у логопеда-дефектолога. Проведение такой диагностики крайне важно, чтобы предотвратить возможные проблемы с обучением у первоклассников в будущем.

Описание детей с ОНР 4 уровня речевого развития

У детей с ОНР 4 уровня речевого развития присутствует довольно развитый словарный запас, однако он, как правило, включает преимущественно слова общего употребления. В связи с этим, знания о значениях редких и специализированных терминов зачастую ограничены.

Связная речь у данных детей наблюдается, хотя она может быть несколько нечеткой и несогласованной. Они способны давать развернутые ответы на вопросы и выражать свои мысли, но стиль их общения порой бывает своеобразным. Например, когда они пересказывают истории, могут уделять больше внимания несущественным деталям, упуская важные и ключевые моменты. В случае рассказов на свободные темы, они, как правило, используют простые слова и короткие предложения.

Дети проявляют критическое отношение к своей речи, что позволяет им замечать и осознавать собственные ошибки. Если им предложить два варианта ответа, они способны выбрать правильный.

Звуковая система у детей с ОНР 4 уровня речевого развития в большинстве случаев хорошо развита, и они правильно произносят звуки. В то же время четкость произношения иногда оставляет желать лучшего, поэтому необходима работа над артикуляцией.

Также у детей может наблюдаться склонность к пропуску или замене союзов. К примеру, они могут сказать: «Папа сказал я шел домой» (в этом случае пропущен союз «чтобы») или «Я побежала, куда сидела кошка» (вместо ожидаемого «где»).

В их предложениях иногда присутствует инверсия. Так, дошкольник с ОНР 4 уровня речевого развития может сказать: «Увидели долго искали которого котенка», тогда как правильная форма звучит: «Увидели котенка, которого долго искали».

Таким детям пока сложно планировать свое повествование.

Этот уровень речевого развития редко рассматривается как самостоятельный диагноз. В основном, дети достигают его после коррекционной работы с логопедом-дефектологом после того, как им была поставлена 3 степень ОНР. Основной характеристикой детей на 4 уровне развития речи является почти полное соответствие возрастным нормам речевого развития, что свидетельствует о их готовности к школе. При условии небольшого количества дальнейшей коррекционной деятельности, эти дети успешно преодолевают все трудности и начинают обучаться чтению и письму без значительных затруднений.
Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.

Причины ОНР

Причины общих нарушений речи ОНР 4 уровня речевого развития могут быть разнообразными и часто комплексными. Вот основные из них:
  • 1
    Наследственные факторы.
    Генетические предрасположенности, передающиеся от родителей, могут влиять на речевое развитие ребенка.
  • 2
    Патологии беременности и родов.
    Токсикоз, инфекции, хронические болезни матери, а также осложнения во время родов (например, асфиксия) могут негативно сказаться на развитии речи.
  • 3
    Нарушения слуха.
    Неполноценное восприятие звуковых сигналов может привести к задержке в речевом развитии, поскольку слух играет ключевую роль в формировании языковых навыков.
  • 4
    Недостаточная речевая среда.
    Ограниченная коммуникация с окружающими, нехватка общения, а также отсутствие примеров правильного речевого поведения могут помешать развитию навыков речи у ребенка.
  • 5
    Умственное развитие.
    Задержки в общем умственном развитии могут также оказывать влияние на способность к речевому развитию и усвоению языка.
  • 6
    Ошибки в педагогической работе.
    Неверные подходы к обучению и коррекции речи могут способствовать сохранению нарушений.
  • 7
    Социально-экономические факторы.
    Условия жизни, уровень образования семьи, а также доступ к образовательным ресурсам могут оказывать влияние на развитие речи у детей.
  • 8
    Сопутствующие нарушения.
    Проблемы с моторикой, вниманием, памятью и другими когнитивными функциями могут составлять основу для речевых нарушений.
Эти причины могут действовать как по отдельности, так и в сочетании, что делает корректировку речевых нарушений сложной и многогранной задачей. важен целенаправленный подход к диагностике и коррекции, чтобы помочь детям преодолеть барьеры в речевом развитии.

Диагностика

Диагностика общего недоразвития речи требует комплексного и многогранного подхода. Основные методы диагностики включают:
  • 1
    Собеседование с родителями и педагогами.
    Сбор информации о речевом развитии ребенка, особенностях его общения, а также о факторах, которые могли повлиять на развитие речи (факторы беременности, родов, сопутствующие заболевания и т.д.)
  • 2
    Наблюдение.
    Прямое наблюдение за речевым поведением ребенка в различных ситуациях — в игровой деятельности, общении со сверстниками и взрослыми. Это помогает оценить уровень активности и качество речи.
  • 3
    Стандартизированные тесты.
    Проведение специализированных тестов, направленных на оценку речевых и языковых навыков. Это может включать тестирование на фонематическое восприятие, грамматическую структуру, словарный запас и связную речь.
  • 4
    Оценка артикуляции.
    Анализ произношения звуков, выявление ошибок в артикуляции и фонематическом восприятии. Это важно для определения уровня сформированности звуковой системы.
  • 5
    Тесты на понимание речи.
    Оценка способности ребенка воспринимать и понимать информацию. Это можно осуществить с помощью различных заданий на понимание услышавшего материала.
  • 6
    Проведение игр и заданий.
    Игровые формы работы могут быть использованы для диагностики уровня развития речи, где ребенок выполняет задания, связанные с пересказом, составлением рассказов, развитием диалоговой речи и т.д.
  • 7
    Анализ результатов предыдущих обследований.
    Учитываются данные, полученные в ходе ранней диагностики, а также результаты коррекционной работы, если она уже проводилась.
  • 8
    Специализированные методики.
    Применение научно обоснованных методик и тестов, разработанных для оценки речевого развития (например, методики оценки уровня фонематического слуха, тесты на лексико-грамматическое развитие).
Важно, чтобы диагностика проводилась квалифицированным логопедом-дефектологом, который сможет обеспечить комплексный подход к оценке состояния ребенка. На основе полученных данных разрабатывается индивидуальный план коррекционной работы.

Коррекция

Оптимальным возрастом для начала коррекции речевых нарушений у детей с ОНР 4 уровня речевого развития считается 6 лет. К моменту поступления в школу логопед успевает скорректировать речевые навыки и подготовить будущего школьника к обучению письму и чтению в первом классе, что и является основной целью коррекционной работы.

Занятия организуются так, чтобы развивать все аспекты языкового общения.
  • 1
    Фонематическое восприятие и звукопроизношение.
    Логопед первым делом сосредотачивается на улучшении артикуляции, затем обучает детей различать звуки на слух и правильно их произносить с учетом акустики и артикуляции. Особое внимание уделяется словам со сложной слоговой структурой и стечением согласных, а также звуко-буквенному анализу, что имеет значение для будущего обучения чтению. На занятиях проходят логопедический массаж и артикуляционная гимнастика.
  • 2
    Расширение словарного запаса.
    Необходимо обогатить словарь как общеупотребительными словами, так и менее известными. Логопед помогает детям подбирать омонимы, синонимы и антонимы, составлять новые слова с использованием приставок и суффиксов, а также объясняет значение пословиц и поговорок, включая их переносный смысл.
  • 3
    Формирование грамматического строя языка.
    Внимание уделяется родам, числам и падежам. Дети учатся понимать интонацию, определять вопросительные и повествовательные предложения, правильно задавать вопросы и отвечать на них развернуто, а также изучают предлоги.
  • 4
    Совершенствование связной устной речи.
    Дети обучаются формировать и использовать сложные предложения в повседневной речи. На уроках они пересказывают или составляют рассказы по картинкам, учатся полноценно раскрывать тему, выделять главное и второстепенное, использовать прямую речь и говорить выразительно и четко.
  • 5
    Подготовка к обучению письму и чтению.
    Это необходимо для закрепления навыков устной речи. Главная цель — подготовить руку к письму, познакомить детей с буквами и научить складывать из них слова. Занятия включают работу с разрезной азбукой.
ОНР 4 уровня речевого развития не мешает детям общаться, но может стать проблемой, когда наступает время обучения чтению и письму. Чтобы избежать трудностей в школе, важно провести коррекцию и устранить имеющиеся пробелы в речевом развитии. Чем раньше будут выявлены эти проблемы, тем лучше. Если вы замечаете ошибки в речи вашего ребенка или у него в анамнезе есть диагноз ОНР, важно незамедлительно довести уровень его речевого развития до возрастной нормы.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?